Рубрика: Город

Мобильный транспорт хотят отрегулировать 

Электросамокатам в Хабаровске ограничат скорость, определят места стоянок и запретят кататься в детских парках и по праздникам. Такие требования выдвинули городские чиновники к предпринимателям, занимающимся прокатом самокатов, после участившихся инцидентов с участием нового двухколесного транспорта. Однако соглашение мэрии с местными участниками рынка кикшеренга в конце июня сорвалось.

«СИМ-СИМ, закройся? Бесят ли хабаровчан электросамокаты» – так именовалась наша прошлогодняя октябрьская статья о проблемах нового для города СИМа (средства индивидуальной мобильности) – электросамоката. Сейчас в краевом центре услуги кикшеринга (проката электросамокатов) предоставляют, по словам мэра, уже пять компаний. Вместе с тем и расширилась зона использования этого СИМа. В прошлом году прокатиться на двухколесном транспорте можно было только по центру города, а сегодня сервисом охвачен практически весь Хабаровск. Конечно, там где дороги позволяют...

Опасная мобильность

Заметно выросло и число происшествий. Для сравнения: в прошлом году за весь сезон сотрудники ГИБДД зафиксировали только четыре ДТП с участием электросамокатчиков, а уже к началу этого лета их зафиксировано в несколько раз больше. Столкновения СИМ с пешеходами случаются практически каждую неделю. Особое возмущение у хабаровских родителей вызвали события начала мая, когда, по данным dvnovosti.ru, после наезда электросамокатчиков в двух разных инцидентах серьезные травмы получили два ребенка.

Так, 11-летнего мальчика увезли в нейрохирургическое отделение, а водитель СИМа скрылся с места ДТП. Через несколько дней несовершеннолетнюю девочку при похожих обстоятельствах сбила горожанка, катаясь на самокате по набережной. У ребенка зафиксировали перелом ключицы, женщина, бывшая за рулем самоката, тоже скрылась, но ее вскоре нашли. Ведь все данные о водителе самоката остаются в специальном приложении.

Стоит отметить, что большинство самокатов, которые можно взять в прокат в Хабаровске – маломощные, их максимальная скорость не превышает 25 км в час. Но возле социальных объектов, например, игровой площадки или детсада, транспорт автоматически ограничит скорость. Это запрограммировано в системе управления. Что, увы, пока не снижает вероятность ДТП. 

– В правилах дорожного движения нет четкого урегулирования вопросов передвижения на самокатах. Считается, что если мощность его электродвигателя меньше 250 ватт, то тогда водитель должен подчиняться тем же требованиям, что и велосипедисты, а если больше 250 – тогда начинают действовать правила для мопедистов. То есть нужно водительское удостоверение и нельзя двигаться по тротуарам, – пояснили в городском ГИБДД.

К средствам индивидуальной мобильности (СИМ) относят: роликовые коньки, самокаты, электросамокаты, скейтборды, гироскутеры, сигвеи, моноколеса и иные аналогичные средства передвижения.

По логике, решить эту проблему должны федеральные депутаты: так, МВД и Минтранс России еще осенью разработали соответствующие изменения в ПДД, но в Госдуме пока тормозят. Поэтому в регионах пытаются решать новую проблему кто во что горазд. Да, мобильный транспорт это требования мобильного времени. Однако поскольку для развития соответствующей инфраструктуры для передвижения СИМов в большинстве регионов пока туго (не хватает денег, желания, да и понимания), то чаще всего все клонится в сторону запретов.

Время запретов? 

Как ограничить опасный транспорт, уже не один раз обсуждали и в мэрии Хабаровска, на встречу приглашались владельцы сервисов проката, представители правоохранительных органов и общественники. Во время одного из последних заседаний чиновники выдвинули бизнесу ряд требований.

Так, согласно этим рекомендациям, самокатам нельзя будет набирать скорость свыше 15 км/ч. А во время выходных (начиная с вечера пятницы), праздников и крупных городских мероприятий предложено вовсе запретить в городе использование двухколесного электротранспорта. Причем не только того, что можно взять в прокат, но и частного! Также самокаты не будут работать в детских парках. Служба проката уже установила такое ограничение при попадании на эту территорию.

Пользоваться такими средствами передвижения можно только с 18 лет. Однако, хотя в системе управления стоит соответствующее ограничение, проверить, соблюдается ли правило, сейчас невозможно – клиент ведь сам ставит галочку в приложении.

Другая проблема – разбросанные по всему городу самокаты. На это недавно обратил внимание и мэр Хабаровска.

– Контроль за электросамокатами должен быть усилен! Сейчас эти устройства оставляют на остановках, у перекрестков и в других местах. Если совместно с бизнесом у нас не получится навести порядок, тогда будем принимать решительные меры – отправлять самокаты на штрафстоянку, – пригрозил Сергей Кравчук.

Штрафное воспитание 

А ведь места парковок этого транспорта уже определены и расставлены по городу по согласованию с управлением торговли мэрии. И как рассказал нам владелец кикшеринга Дмитрий Тян, сегодня разметка, ограничивающая места парковки, нанесена на площади Ленина, в районе вокзала, на улице Дикопольцева. Радиус действия парковок, расположенных по «красной линии», сужен до 10 метров – это значит, что оставить самокат вне специально отведенного места нельзя. 

Тем не менее, вольница пока продолжается: пользователи бросают мобильный транспорт там, где удобно им. Однако за это компания может наказать клиентов. По словам владельца сервиса, в мае вынесено 963 предупреждения за оставление самоката вне зоны парковки, а 201 нарушитель оштрафован. 

Тем временем, в конце июня мэрия и представители кикшеринга должны были публично подписать соглашение по регулирования этой сферы рынка. Однако в последний момент предпринимателей что-то не устроило, как сообщают источники, сейчас текст корректируют. И то сказать, многие из озвученных ограничений могут нанести серьезный удар по перспективам этого сектора малого бизнеса. 

В общем, пока повсеместно инфраструктура для СИМов у нас отсутствует, а культура их водителей остается на низком уровне, проблема безопасности остается. Однако хочется, чтобы наши чиновники увидели ее не только через призму запретов... 

Виктория Андреева.Фото Ольги Цыкаревой.