Необычное погружение в финансовую историю
«Дай один миллиончик. Инфляция, гиперинфляция, деноминация» (6+) – выставка под таким забавным названием радует нынче посетителей Музея истории города Хабаровска. Здесь вам не только расскажут про деньги разных времен и народов, но и покажут самые крупные банкноты Германии, Греции и Зимбабве. А еще здесь прямо на полу валяются купюры. И их можно взять себе!
– Посетителям эта тема интересна, так как инфляция в нашей стране затрагивала каждого, особенно в 90-е годы ХХ века, – считает Александр Соболев, сотрудник музея. – Деньги ведь очень хорошо показывают эпоху и ее настроения! Идея создания этой выставки появилась не сразу, мы ее постепенно реализовывали. Коллекция собиралась несколько лет нашим историческим отделом – все искали банкноты у частных коллекционеров и дарителей. Когда собрали все нужные купюры, сразу же начали ее оформлять!
Лучше шнапс, чем миллиард?
Как подчеркивает экскурсовод, порой деньги имеют особенную ценность. До Первой мировой войны немецкая марка была весьма достойной валютой, и на сумму в 10 миллионов можно было жить, ни в чем себе не отказывая, то есть, действительно, быть миллионером. Впрочем, тогда и купюр-то таких не было.
Однако после затяжной войны, поражения и репараций, наложенных на Германию, появились купюры в 10, 20, 100 миллионов марок, а на выставке, например, можно увидеть самую крупную купюру номиналом в 20 миллиардов (!) марок. И что же, в эпоху гиперинфляции, когда чуть ли не каждый день цены скакали буквально на десятки процентов, любая сумма обесценивалась практически мгновенно. Даже на столь рекордную сумму мало что можно было приобрести.
Увеличить посещаемость учреждений культуры на 15% к 2024 году, сделать культуру доступной не только в городах, но и в отдаленных населенных пунктах – таковы цели нацпроекта «Культура».
В таких условиях расцветал всем знакомый «бартер» – лучшей валютой становились не обесцененные бумажки, а реальные вещи, которые можно было обменять – еда, одежда и шнапс. Да, тут как говорится, без поллитры не разберешься! По улицам бродили полуголодные нищие «миллиардеры», которые охотно прислушивались к речам новоявленных вождей, обещавших вернуть былое величие, потерянные территории и отомстить всем заграничным врагам...
Денежное дерево
Самой большой и редкой купюрой на выставке является венгерская 1946 года номиналом в 100 тысяч билпенге или 100 квадриллионов! Из европейских стран своими номиналами, кроме Венгрии, прославилась Греция в 40-х годах, там в ту послевоенную эпоху царила гиперинфляция и на руках бывали купюры номиналом в 100 миллиардов драхм.
– Банкноты разных стран Латинской Америки тоже порой предельно обесценивались. Так, во время кризиса в Венесуэле деньги перевозились в тачках и банкноты даже висели на деревьях. Они не стоили практически ничего. Что и показано на исторических фотографиях. У них была минимальна ценность из-за высокой инфляции, – объясняет Александр Соболев.
А вот и яркие африканские банкноты сразу трех государств – Мозамбика, Заира и Зимбабве, Они представлены номиналом в триллион или в десять триллионов местных долларов. Кто же там жил? Получается, сплошные «триллионеры»...
Инфляция по-русски
Коллекция российских банкнот также связана с различными денежными реформами. Так, в музее хранится купюра 1990 года номиналом в 100 тысяч еще советских рублей. Среди ценных экспонатов – и мешок уже с российскими деньгами 1992 года. В свое время они были изъяты на таможне и переданы в музей. На мешках сохранились специальные пломбы и бирки.
В те годы тоже в стране царила гиперинфляция. И неслучайно в такие смутные времена появляются всевозможные эрзац-деньги, к которым у населения порой доверие было повыше чем к официальным монетам и купюрам. На этой выставке, к примеру, представлены и знаменитые в 90-х годах «билеты банка МММ», с портретом главы этой знаменитой «финансовой пирамиды» Сергея Мавроди. Часть хранящихся банкнот имеет даже треугольную печать Хабаровского отделения МММ, раритет! Впрочем, знатоки сходу вспомнят и другие «пирамиды» тех лет...
К примеру, на хабаровской выставке экспонируются и денежные знаки времен Гражданской войны. Среди них – еще «крепкие», весомые, стабильные купюры времен царской России. А рядом – редкая банкнота 1918 года, стоящая уже несколько десятков тысяч рублей.
Увидеть поистине «гигантские» купюры и узнать, как инфляция повлияла на экономику разных государств, можно в Музее истории города Хабаровска до 12 мая.
Но рано или поздно госорганы берут ситуацию и печатный станок под контроль. А значит, страну ждет очередная денежная реформа, к примеру, «деноминация», в ходе которой на вверенной территории власти назначают новый номинал валюты. Проще говоря, сокращают нули на банкнотах. Скажем, тысячную рублевую купюру заменяют на десятирублевую. Такая процедура позволяет стабилизировать национальный валютный курс, упростить денежные расчеты и заменить «безумные» старые банкноты.
Всего в ХХ веке власти России проводили деноминацию шесть раз. Сложнее всего пришлось после Первой мировой и Гражданской войн, тогда обилие подешевевших дензнаков-«фантиков» пытались обуздать трижды – в 1922, 1923, 1924 годах. Удалось только после введения «золотого червонца». Впрочем, после Второй мировой, когда цены на «черном рынке» и официальный сталинский курс рубля снова разошлись не на шутку, грянула реформа 1947 года. Запомнил народ и хрущевскую деноминацию 1961-го, а также дефолт и укрощение номиналов в 1998 году.
Среди предметов выставки есть и деньги бывших стран Восточной Европы, республик, когда-то входивших в СССР и даже купюры мало кем признанного Приднестровья. Так что здесь есть украинские карбованцы, грузинские купоны, румынские леи, хорватские, сербские и югославские динары. Самые большие по стоимости купюры – миллион белорусских рублей и миллиард динаров 1993 года из уже распадавшейся, залитой кровью страны...
Пересчитать бы?
И от разнообразия счетных приборов, имеющих отношение к денежным расчетам, тоже разбегаются глаза. Представлены, многим известные старые счеты, без которых когда-то нельзя было представить торговлю на любом рынке или в магазине. Есть и первая советская счетная машина и первый электронный советский калькулятор, который, вопреки многочисленным анекдотам, как говорят в музее, был очень удобным в использовании.
Всего в ХХ веке власти России проводили деноминацию шесть раз. Сложнее всего пришлось после Первой мировой и Гражданской войн, тогда обилие подешевевших дензнаков-«фантиков» пытались обуздать трижды – в 1922, 1923, 1924 годах. Удалось только после введения «золотого червонца».
А еще на выходе из выставочного зала в музее на полу я увидела... банкноты! И нет, их не потеряли. Копии банкнот специально разбросали, и их можно забрать с собой. Однако, это совсем не оригиналы, отличия сразу видны, так что обменять не получится. Эх, все-таки наглядевшись на миллиарды, триллионы и квадриллионы денег, как-то по-другому начинаешь смотреть на свою зарплату...
Ксения Файзулина, Марина Кутепова