Рубрика: Экономика

Незадолго до православного праздника, который в этом году отмечается 5 мая, ФАС России напомнила торговым сетям и производителям о запрете на необоснованное повышение цен на яйца. Стабилизировать цены на этот продукт с переменным успехом пытаются с осени.

В разгар яично-тарифного кризиса, напомним, на неприятные яичные вопросы приходилось отвечать даже президенту, а у нас в Хабаровске в супермаркетах предлагали десяток порой по цене до 155 рублей. Сейчас же средняя цена на яйца в пределах 120-130. Значит ли это, что кризис преодолен? 

Как напоминает «МК в Хабаровске», значительное повышение цены на упаковку куриных яиц в магазинах краевой столицы фиксировали в конце осени. Полки тогда не опустели, но ассортимент социально значимого продукта заметно сузился. Тогда яйца подорожали в среднем на 15 процентов, и на полках супермаркетов их видели их в пределах 135-140 рублей.

В апреле наши коллеги снова заглянули в супермаркеты Хабаровска и заметили, что стоимость одного из самых потребляемых продуктов по сравнению с январем не снизилась, и местами цена осталась на том же уровне. Так, в сети минимаркетов «Раз Два» десяток предлагают за 99-179 руб. Скажем, яйцо куриное от племптицезавода «Хабаровский» можно было приобрести за 153 рубля. От того же производителя категория С2 стоила 99 руб. А птицефабрика «Заря» выставила на продажу десяток куриного С1 за те самые 179 рублей.

В «Бристоле» – сети магазинов «у дома» – десяток куриного стоил во время нашего визита 126 рублей, рядом на полке этот же продукт от другого производителя – 139,99 рубля. Ранее средняя цена на яйца, помнится, здесь была 130.

В районном продуктовом дискаунтере «Близкий» выбор немного больше: 10 яиц в контейнере можно пробрести за 125 руб., от другого производителя – за 140. Фабрика «Заря» предлагает куриное за 145 руб., а 15 штук у них стоит почти 230. В декабре средняя цена на яйцо в этом магазине была 180 рублей.

Можно найти куриное яйцо и в фирменном магазине «Хоту–Ас» – тут предлагают покупателям десяток за 140 рублей. 

В «Пятерочке» социально значимый продукт стоит 125, ранее его можно было купить за 110. За 15 штук вы отдадите 210, ранее было 215. Свою продукцию предлагает компания «Байрон» – десяток категории С1 стоит 145, а за 15 штук той же категории заплатите уже 225 руб. А десяток категории С0 стоит 160.

Основной мерой поддержки производителей куриного яйца в регионе остается краевая субсидия на реализованную продукцию. Средства позволяют компенсировать птицефабрикам затраты на приобретение кормов, ветобслуживание, зоотехнические услуги. Субсидия выплачивается из расчета 400 руб. на 1000 штук куриного яйца. С текущего года губернатором одобрено дополнительное направление поддержки, как социально значимого продукта для населения, – возмещение сельхозпроизводителям приобретение племенного молодняка птицы.

Как видно, цены в супермаркетах разнятся, но, видимо, у Федеральной антимонопольной службы появилось обоснованное подозрение, что Пасха, непременным элементом которой в России являются крашенные яйца, может стать очередным триггером для нового ценового ралли? 

Напомним, в конце прошлого года, помимо угроз нерадивым производителям и продавцам, которые «почему-то взвинтили цены», одним из выходов стало предложение усилить ввоз заграничной продукции. Однако уже зимой стало понятно, что турецкие и прочие забугорные яйца после перевозки не сильно дешевле отечественного продукта. 

В итоге недавно антимонопольщики направили российским производителям и торговым сетям письма с напоминанием о запрете «на необоснованное повышение цен» на куриные яйца. Специалисты ФАС погрозили: мол, они постоянно следят за оптово-отпускными ценами, себестоимостью и рентабельностью продаж этой продукции.

По их данным, в первом квартале цены снизились, однако перед Пасхой ожидается возможное повышение. В связи с чем производителям настоятельно «рекомендовано» снижать отпускные цены при уменьшении себестоимости, а торговым сетям – передавать это снижение конечным потребителям. Все участники рынка должны «безоговорочно соблюдать требования антимонопольного законодательства». 

Такое вот ручное управление продовольственным рынком. Еще бы, ведь задача «по обеспечению продовольственной безопасности в стране» поставлена лично президентом.

Марина Кутепова