Музыкальная эклектика по-хабаровски
«Весеннее обострение» (18+) – так лукаво именуется экскурсия, которую недавно провели в хабаровском музее «Мир говорящих машин». Началось мероприятие весьма пикантно – с обсуждения хабаровских борделей ХIХ века, затем зазвучали стихи Есенина, а завершился культпоход в зале, посвященном миру винила и CD-дисков, под песни британской поп-звезды Робби Уильямса!
Вы скажите, что за эклектика? Но, что поделать, современного человека надо все время удивлять, а поход в наш музыкальный музей не очень дешев. И то сказать, подобные экспозиции в мире, если верить знатокам, вы встретите лишь в пяти-шести местах. Искусство поистине требует жертв.
Ну а «Весеннее обострение» в музее «Мир говорящих машин» и вправду началось с обсуждения городских борделей позапрошлого века. Оказывается, в тогдашнем Хабаровске легальные публичные дома были вполне обычным делом. Первые дома терпимости располагались, как объясняет ведущая экскурсии, практически в самом центре города – недалеко от Соборной площади, ныне больше известной как Комсомольская.
– Вот здесь, в районе улице, которая называлась Артиллерийская, был целый квартал борделей, около десятка домов, – показывает Мая Раджепова фривольное место на карте Хабаровска, датированной 1911 годом. – Потом их вынесли на тогдашнюю границу города, ныне это район современного торгового центра «НК-сити». Тогда здесь была улица Фонарная.
– В России это дело было легализовано еще при Николае I.
Девушки, работающие в подобных заведениях, платили налоги, у них был «заменительный билет» и обязательные регулярные медосмотры, – объясняет Мая. – Официально туда принимали женщин в возрасте с 21 года. Однако подделать документы в то время можно было очень легко, так что встречались и дамы гораздо моложе. Внешне по ним никогда не скажешь, чем они занимались. Можно было решить, что это крестьянки или швеи. Кстати, проституткам того времени запрещалось пользоваться косметикой, так как считалось, что макияжем можно скрыть болезненные язвы.
Ну а поскольку музей все-таки музыкальный, то нам заодно рассказали и о соответствующей чувственной музыке тех времен – о фривольном канкане и о зарождении «неприличного» танго. Заодно рассказали о том, как проходили... женские дуэли и почему нежные особы раздевались при поединке по пояс! Вот уж действительно прихотливая логика оказалась у вечера. Но вас же предупреждали – это «Весеннее обострение»...
Целью регионального проекта «Творческие люди» (нацпроект «Культура») является создание условий для реализации творческого потенциала нации. Региональным проектом предусмотрено увеличение к 2024 году количества волонтеров, вовлеченных в программу «Волонтеры культуры», а также количества реализованных выставочных проектов.
Ну а после горячего обсуждения внешнего вида девиц тех времен, вспомнили на необычной вечерней экскурсии о говорящих куклах тех времен. Запись звуков тогда только начала свое развитие, посему некоторые из игрушек издавали очень страшные звуки, больше похожие на клич дьявола, чем детский смех. Тут я и поняла, откуда, похоже, ведет свою родословную хоррор-кукла Чаки (18+)!
Затем притихшие гости музея, вооружившись фонариками, один за одним, осторожно поднялись по узкой лестнице на второй этаж. Здесь находится зал с самыми старинными экспонатами музея. Музыкальное путешествие в прошлое началось с фонографа, изобретенного Томасом Эдисоном. В окружении многочисленных диковинных агрегатов ведущая вечера рассказывала о сложных взаимоотношениях граммофона и патефона.
К примеру, мы узнали, что граммофон – это коробка с большой трубой, внутри коробки находился пружинный механизм, вращавший поддон с пластинкой. Звук извлекался специальным откидным механизмом, центром которого стала игла, скользившая по пластинке. Для завода агрегата сбоку ящика приделали специальную ручку.
А вот патефон – это уже русский вариант портативного компактного граммофона, изначально поставляемого в Россию и
СССР французской фирмой «Пате». Принцип завода и проигрывания пластинок тут тот же. Однако громоздкую приставную трубу убрали и сделали небольшую встроенную. Сам же аппарат был упакован в чемоданчик и мог легко складываться и переноситься, ему не нужны были ни электричество, ни элементы питания. Однако звук при воспроизведении патефоном был хуже по качеству, чем у граммофона.
Послушав через старинный аппарат отрывок лиричной советской песни 1956 года «Когда весна придет, не знаю», мы переместились в следующий зал. Луч фонаря то и дело выхватывает в кромешной тьме полки с кассетами, старые магнитолы, бюст поп-певца Кола Бельды и даже настоящую телефонную будку – это мы попали в зал советской эпохи.
Здесь хранятся не только экспонаты, связанные с музыкой, а все, что отражает то время, по которому нынче многие ностальгируют. На полках можно найти паспорт гражданина СССР, газеты с заметками, написанные от руки, награды, старые фотоаппараты и фотографии. Советские раритеты, подсвеченные ручным фонариком, превращают путешествие в прошлое поистине мистическим. К слову, здесь можно по желанию послушать пластинки с речами товарища Брежнева или даже Сталина, но, к счастью, сегодня лимит на ужасы мы, видимо, уже выбрали в зале с другими старыми куклами...
Тем временем, чтобы гости смогли еще больше погрузиться в атмосферу былых лет, экскурсовод предлагает послушать пластинку с еще одним раритетом – записью самого Сергея Есенина! Впрочем, некоторые, оказывается, представляют себе легендарно поэта не по его книгам, а по фильмам и сериалам...
– Многие в этом месте признаются, что ожидали услышать из динамика голос актера Сергея Безрукова, игравшего поэта, – улыбается экскурсовод. – Но на самом деле истинный звук речи поэта значительно отличается от киношного. Он более низкий и даже грузный. Ощущение, что стихи читает пожилой и тучный человек, хотя поэт был молод. Тут, конечно, сказываются и звуковые искажения.
После этого нам ставят пластинку с одной из немногих хабаровских знаменитостей – советского певца, нанайца Кола Бельды, гремевшего на всю страну в 70-80-е годы. И то сказать, многие земляки, похоже, слышали лишь про блудную «дочь Хабаровского края», а о других местных музыкальных героях имеют самое отдаленное представление.
Ну а мы, меж тем, попадаем в зал современности, где пластинки сменяют CD-диски, которые, впрочем, тоже уже практически ушли в прошлое под натиском электронных технологий и интернет-паутины. Крутящийся под потолком диско-шар и бархатный голос скандального британского поп-идола Робби Уильямса, в общем, изящно закольцевали это вечернее, эклектичное путешествие в прошлое...
Виктория Андреева