Рубрика: Люди

Хабаровский пармастер – о своей профессии

Анастасию Духовникову некоторые кличут банщицей, хотя хабаровчанка себя считает «пармастером». Не самую обычную профессию девушка освоила не так давно, теперь хлестать голых людей веником и обмахивать веерами – ее обычные трудовые будни. У настоящего специалиста мы узнали: зачем в бане скалка, почему дружба в бане важнее интима и стоит ли повышать градус в парилке? 

А пытались когда-нибудь кого-то парить? Если да, то наверняка помните, как это сложно: вокруг жара, духота, пот градом, а еще нужно побыстрее работать веником. Анастасия Духовникова, миниатюрная и улыбчивая девушка, справляется с этой непростой задачей отлично. Она пармастер с академическим образованием. В Хабаровске таких специалистов можно пересчитать по пальцам. 

– Анастасия, откуда такой интерес к бане? 

– Лет десять назад знакомая пригласила в баню. Мне очень понравилась атмосфера, я начала углубляться в этот вопрос. Оказалось, это огромный, волшебный мир со своими правилами и нюансами. Это не просто прийти и поддать парку! Можно проводить коллективные или индивидуальные парения, использовать всякие травки, приспособления, эксперименты с влажностью и температурой, различные эффекты от разных видов веников. В общем, это оказалось настолько интересным, что я увлекалась и прошла обучение.

– А где учат на мастеров пара?

– Есть онлайн-школы, я обучалась в академии банного дела несколько месяцев, была теория и практика. Первая ступень – это домашний банщик. Вторая, более продвинутая – это различные техники. Я прошла первые две ступени. Сейчас практикуюсь в общественной бане. Арендую ее и собираю компанию из желающих, где мы паримся, экспериментируем, проводим время с душой. Бывает, приглашают на индивидуальные парения.

– А зачем учиться? Разделся и парься себе. В чем тут фишка, в чем премудрости?

– Ой, премудрости очень много. У нас баня воспринимается, как развлечение: с друзьями на день рождения заказать, прийти с алкоголем, посидеть, поесть, погреться в парной и со всей силы побить друг друга веником. Да так, чтобы полосы на спине! Это свойственно для мужских компаний. 

Но на самом деле баня – про оздоровление организма и заботу о себе. Она без алкоголя, без перегрева, без соревнований «кто просидит дольше». Это искусство исцеления души и общение.

А пармастер нужен, чтобы вы не думали, какие веники лучше взять, как сделать так, чтобы вкусно пахло, чем можно побаловать свою кожу, и как организовать все так, чтобы телу было комфортно, а вы не изнывали от жары. 

Например, многие считают, что чем выше градус – тем лучше. Но это не так! Идеально если температура около 120 градусов, а влажность 60 процентов. Но у каждого свое восприятие, а создать такой микроклимат, который бы подошел человеку – задача пармастера. Чтобы разгонять пар, даже есть специальные движения, и у них есть свои названия: «единичка», «троечка», «восьмерка». Пармастер – тот, кто тебя не просто веничком отхлещет, а пройдется по технологии.

– Наверное, есть и специальный инвентарь?

– Мы работаем с паром, а его надо разгонять. Это можно сделать вениками или полотенцем. А я это делаю специальными большими веерами. Кто-то говорит, я с ними похожа на гейшу. Еще у меня есть ковш, он небольшой, на 200 грамм, на длинной ручке. Им удобно поддавать пар маленькими подачами. 

Конечно же, веники. Все знают дубовые и березовые. Но их гораздо больше: можно взять ореховый, липовый, осиновый, хвойные – можжевельник или пихта. Они и для аромата, и нервы немного пощекотать, и сделать массаж этими иголочками, или даже полежать, как на аппликаторе. А еще – скалка! Самая обычная, которой дома на кухне пользуемся. Она хороша для массажа.

Если идешь работать с человеком индивидуально, то нужны подушечки, валики, чтобы подложить под ноги, под плечи – для комфорта. В общем, набирается огромная сумка. Каждый раз, когда иду в баню, это выглядит как переезд, – улыбается Настя.

– Выходит, это физически это тяжелый труд? Махать вениками, наливать воду…

– Да, тяжело. Во-первых, у нас очень мало бань, которые построены именно как бани. Приходится приспосабливаться к тому, что есть. Например, часто в парной нет воды, приходится таскать тяжелые ведра, почти везде низкий потолок, и много работы внаклонку. Ну и махать большими веерами или энергично работать веником, тоже не просто. Особенно в условиях высокой температуры и влажности. Но я очень люблю эту атмосферу, поэтому эти минусы для меня не критичны.

– А такая услуга востребована у нас в городе?

– «Пармастер» как профессия началась где-то лет десять назад. Раньше в больших банных комплексах в центральной России тоже были банщики. Такие усатые дяденьки с дубовыми вениками в руках. Сейчас банная культура там очень сильно развивается. Много комплексов уже предоставляют услуги парения вместе с пармастером. А у нас, на Дальнем Востоке это все еще эдакая невидаль! В Хабаровске знаю только две бани, которые делают на этом акцент. 

– Неприличные предложения от мужчин поступают?

– К сожалению, да. У нас почему-то в сознании у людей сфера услуг тесно связана с интимом. Хотя какой может быть интим в бане? При высоких температурах, что ты там сможешь?! Тем не менее, намеки бывают. Поэтому я парю только проверенных мужчин: мужей своих знакомых или семейные пары. Одним словом, тех, за кого могут поручиться. 

– А зачем вообще люди ходят баню, ведь помыться дома можно? 

– Для дружбы. Это место для общения. Особенно в общественной бане. Это такой кайф: вы этих людей не знаете, но сидите вместе, голой попой на одной полке, и обсуждаете, как закручивать помидоры. Это такое место для отдыха, где уходит все лишнее, тут можно по-настоящему разгрузиться и расслабиться. 

– А стеснение? Голый среди незнакомых людей… 

– Это только так кажется. На самом деле ощущение наготы быстро пропадает. Потому что когда там находишься, понимаешь, что всем вокруг все равно. А вот когда кто-то приходит в купальнике, окружающие как раз замечают и удивляются.

– У нас популярны общественные бани?

– Очень. Туда ходит много людей, почти каждый день там аншлаги, особенно в праздники. И это не только пенсионеры. Тут можно встретить и мужчин, и женщин, самых разных возрастов и профессий. Но когда ты голышом – статуса не видно, этим и прекрасна парная. Можно прийти с подружкой, чтобы поболтать или в одиночестве – отдохнуть и отключиться от жизненной суеты.

Во многих банях есть постоянные клиенты, компании, которые регулярно выкупают определенные дни, чтобы попариться. Да и на праздники в Хабаровске в хорошую баню не пробьешься. Они все заказаны на два месяца вперед! 

Я тоже люблю именно общественную баню. Там всегда вода хорошо льется и хорошие сливы. Поэтому можно чем угодно намазюкаться: кофе, овсянкой, медом, а потом спокойно это смыть. А где-то в других может быть вода привозная или бойлеры висят.

– А о чем мечтает пармастер?

– О собственной бане, конечно же. О своем личном пространстве, где у тебя все будет под рукой, где будет сделано все так, как комфортно тебе. Идеальную баню найти непросто: где-то потолок низкий или приступочек неудобный, там вода в парилку не подается, а здесь бойлер плохо работает. Поэтому хочется свое.

А еще очень хочется, чтобы у нас в крае организовали банный фестиваль. Знаю, такие есть на западе страны. Прямо в поле ставят бани-палатки, пармастера проводят мастер-классы, работают массажисты, рядом идет торговля атрибутикой, напитками и вкусной едой. У нас, правда, комары могут испортить всю картину. А так очень хотелось бы поучаствовать в таком мероприятии...

Екатерина Подпенко. Фото из архива А. Духовниковой