Рубрика: Город

Как дороги обретают хозяина. Но не все

Как у каждого человека, так и у каждой дороги должен быть паспорт. Если он есть, значит, есть и хозяин дороги. В пределах города Хабаровска – это мэрия. На данный момент нет паспортов у дорог в основном в частном секторе. Сейчас в муниципальной собственности зарегистрировано 616 дорог из 810. Работа проводится каждый год в соответствии с городской программой паспортизации, рассчитанной на 2018-2024 год. После ее завершения будет следующая программа до 2028 года.

Резонный вопрос: дороги в городе существуют давным-давно, а их документальная регистрация ведется всего шесть лет – почему так? 

616 дорог из 810 зарегистрировано в муниципальной собственности
48 км дорог паспортизировано в Хабаровске в 2023 году
100 км дорог планируется паспортизировать в городе в 2024 году
40-60 тыс. руб. – такова цена паспортизации 1 км дороги в краевой столице 

Оказывается, раньше у городской власти вообще не было в этом надобности – денег на ремонт выделялось мало. А тут замаячили большие финансы. Мотиватором послужило начало работ по федеральной программе «Безопасные качественные дороги» (БКД) с 2018 года. Город столкнулся с тем, что юридически он не имел права расходовать федеральные и краевые программные деньги на ремонт дорог, не принятых в муниципальную собственность!

Для представления о деньгах: по программе БКД Хабаровску на год предстояло освоить 1,3 миллиарда рублей, где 90 процентов – федеральные и краевые деньги, и только 10 процентов – муниципальные. Разумеется, стоило сделать все возможное для получения немыслимых ранее сумм. Городская доля в 130 миллионов на софинансирование в бюджете имелась. 

До этой программы она тратилась на ямочный ремонт, на латание дыр в асфальте существующей дорожной сети. А тут ежегодно по миллиарду шесть лет подряд… 

Конечно же, за городские деньги мэрия никогда в жизни не смогла бы ничего существенного отремонтировать – ни улицу Тихоокеанскую, ни проспект 60-летия Октября… А по программе БКД асфальтом накрыли даже некоторые дороги в частном секторе. Уже почти 80 процентов городских дорог приведено в нормативное состояние

В рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в крае за пять лет отремонтировано и реконструировано свыше 700 объектов дорожно-уличной сети, протяженностью более 720 километров, приведены в нормативное состояние 74 моста. В частности, в 2023 году, как сообщал Минтранс региона, в Хабаровском крае привели к нормативу 120 объектов общей протяженностью 105 км. В декабре сообщалось, что в планах на 2024 год предусмотрены работы по реконструкции и ремонту 110 объектов улично-дорожной сети в Хабаровске, Комсомольске-на-Амуре, Хабаровском районе и на некоторых участках региональных дорог. Общая протяженность работ составит не менее 130 км. Также в планах – не менее 22 мостов.

Однако вернемся к паспортизации. Интересно, а сколько денег требуется на это дело? В прошлом году 48 километров дорог обошлись мэрии в 3,12 млн рублей. На нынешний год программой предусмотрено дать «гражданство» примерно 100 километрам, на что выделено шесть миллионов. Стоимость паспортизации одного километра дороги – от 40 до 60 тысяч рублей. Вообще-то по нынешним меркам деньги небольшие. Тогда почему бы не сделать паспорта всем ничейным дорогам сразу? Зачем растягивать удовольствие?

Оказывается, лепить паспорта, как пирожки, пока не получается. Потому что ими занимаются люди, а у людей есть предел рабочего времени. Это только кажется, что все просто, а на самом деле весьма канительно. Ведь учитываются все возможные параметры: направление дороги, ее повороты, подъемы и спуски, освещенность (с количеством столбов), еще протяженность и послойное покрытие проезжей части (толщина щебня, песка, асфальта в сантиметрах), а также тротуары, бордюры, кюветы и т.д. Получается пухлая книжка-паспорт с результатом работы множества людей.

Для чего такая дотошность? Для того, что в результате паспортизации мэрия Хабаровска получает право законно расходовать деньги на капитальный ремонт этих «новорожденных» дорог. А для него в паспорте уже готова основа реального состояния каждой: бери, смотри и делай. 

К сожалению, в программу паспортизации не входят дороги в пригороде – только в черте города. Выходит, что дороги новых коттеджных поселков, которые за городом, а не в его черте, извините, не включены в программу паспортизации. И чтобы туда попасть, требуется расширять границы Хабаровска? Сам город не торопится это делать – слишком много у коттеджных поселков болячек, чтобы одним махом брать их на небогатый городской бюджет. 

Хотя есть один, похожий на «параллельный импорт», беспроигрышный ход – завалить мэрию жалобами. Понятно, она ответит отказом, дескать, это не городские дороги. И будет права. Но не стоит сдаваться, граждане! Запасаетесь аргументами и идете в суд. А уж решение суда мэрия обязана выполнить. Вот такой извилистый путь. Но он все же покороче, чем долговременное ожидание милости городской власти.

Выгоднее жильцам новых городских микрорайонов, которые проходят по программе комплексного развития территорий, где сразу предусмотрено строительство новых дорог. К примеру, дорога на улице Героев Пассаров в ЖК «Вершины» на Ореховой Сопке будет паспортизирована сразу же после окончания строительства и передана застройщиком в муниципальную собственность безвозмездно. Аналогичная ситуация предполагается с дорогами в районе стройки в переулке Брянском и в «Дальневосточном квартале». То есть инфраструктура будет включать благоустроенную улично-дорожную сеть внутри микрорайонов.

Но есть в Хабаровске и самая злободневная (как для жителей, так и для мэрии) дорожная сеть – это межквартальные и внутридворовые проезды. Они тоже ничейные – не имеют названия, не паспортизированы, их гораздо больше, чем дорог, и по наличию, и по километражу. В отдельных случаях они включены в территорию застройки, когда дом забирает в свою собственность часть проезда и тогда он за него отвечает. 

Бывает, жильцы гневно ругают мэрию за безобразный проезд к своему дому. А, получив разъяснение, что он в их собственности и что они обязаны сами чистить его от снега, подметать и асфальтировать выбоины, – возмущаются еще больше! Правда, в таких случаях они имеют право поставить шлагбаум на своем проезде, чтобы чужих не пропускать. Тогда возникают проблемы у соседнего дома, как преодолеть возникший тупик. К примеру, сейчас городская администрация ломает голову над подобной ситуацией на улице Флегонтова.

Надо отдать должное, мэрия подготовила программу ремонта межквартальных и внутридворовых проездов. И деньги имеет право выделить из городского бюджета. Цена вопроса – более 500 миллионов. Но таких денег у мэрии нет. Еще она обязана делать ремонт подобных проездов по решению судов, куда с иском обращались недовольные жители. На данный момент цена удовлетворения судебных решений по дорогам уже зашкалила за 200 миллионов рублей. Из них в бюджете запланировано расходовать пока 20. Больше нет.

Вот такая получилась законодательная дырка после приватизации: дома ушли в собственность, а проезды – ничьи. Если брать их все на городской баланс – бюджет не потянет. Федеральной программы на этот счет тоже нет. И жильцам не прикажешь присоединить их к домовой собственности. То есть законодательно вопрос не решен, и пока не видно попыток даже его обсуждения.

А как в других российских городах решают подобные коллизии? Так же, как и у нас. Бывает и еще хуже. Посмотришь снимки по интернету – душа плачет! Однако есть отдельные завидные примеры. У Хабаровска – 615 тысяч населения, а бюджет – 19 миллиардов рублей. Возьмем Иркутск примерно с таким населением, но бюджет там 38 миллиардов. В Южно-Сахалинске – порядка 250 тысяч населения, а бюджет 29 миллиардов. 

Стало быть, у кого есть деньги в бюджетах, там немного больше порядка в данной сфере? Напрашивается вопрос о равноправии региональной бюджетной обеспеченности на одного жителя. Но это тема другого разговора. Пока вывод один: внутриквартальные и внутридворовые проезды надо всеми силами беречь.

Раиса Целобанова