Эмоции и будни хабаровского умельца
Фигурки людей и животных, диковенные, поистине волшебные предметы и словно ожившие подставки под цветы – чего того не вытворяет из металла хабаровский умелей Дмитрий Матвеев. Кое-что горожане не раз могли видеть на различных выставках и ярмарках, кому-то, возможно, попадались его кованные арт-объекты прямо во дворе.
Вот и я, увидев в очередной раз его творения, поняла – пора познакомиться поближе, узнать секреты мастера.
Самоучка
Хобби по изготовлению изделий из железа в его жизни появилось лишь лет семь назад. А прежде Дмитрий увлекался живописью, гончарным делом и земледелием.
А началось все в лихие 90-е годы, когда Матвеев устроился работать на реконструкцию мостов, вахтовым методом.
– Неделю работаешь, неделю отдыхаешь. После рабочей смены в общежитии мужики коротают время каждый по-своему. Я же приобрел набор масляных красок, холст и просто размазывал краски. Потом начал соображать, стало получаться, появились пейзажи, делал копии, – рассказывает мужчина.
Художник-самоучка продолжил рисовать. С тех пор из-под его кисти вышли несколько десятков работ.
А в начале века нынешнего Дмитрий устроился работать в кузню в Хабаровске, познакомился с горячим железом.
– Мне это дело очень понравилось, я просто влюбился в железо! – признается он. – Теперь я его уже понимаю, я его чувствую, как будто всю жизнь с ним проработал! Появилось желание что-то такое сделать, но не было навыков.
Первые шаги
Тогда и подумал умелец, рядом с домом есть газон, почему бы его не украсить поделками? Обсудили с жильцами, на пробу сделал пожарного.
– Установил на газоне – понравилось, потом появился морской конек и африканская семья. К сожалению, африканцев украли, видимо, кому-то нужнее стали. Мне не жалко, но лишь бы для хорошего дела, а не на металлолом. Вообще-то я планировал сделать африканский уголок, к той парочке были задуманы детки. И вот теперь эти детки осиротели, остались без родителей, – улыбается мастер.
Матвеев достает из коробки тех самых африканских деток, показывает мне. А в альбоме –фото его поделок.
– Сейчас есть желание что-то сделать, и навыки есть, но «санитары» города подметают буквально все! Механизмы, шестеренки найти очень сложно, а покупать на металлобазе накладно нынче, – сетует он.
Ради Любви
– С супругой мы познакомились уже взрослыми, у каждого дети, – продолжает рассказ Дмитрий. – Люба мечтала жить за городом, у нее был кусочек земли в православной деревне Беловодье, что в предгорьях Хехцира. По обоюдному согласию, как говорится, бросили город, и переехали жить в чистое поле. Месяц жили в палатке.
«Кто-то смотрит на пень и видит дрова, а кто-то видит скульптуру. Я когда смотрю на железо – представляю, как его можно применить, что вырезать, приварить, отрезать… Мне это легко дается, я даже объяснить вам не могу!»
Сутками напролет, от рассвета до заката, без выходных Дмитрий строил семейный очаг. К осенним заморозкам подвели жилье под кровлю, печку сложили и к зиме перебрались в свое жилье.
Супруга, по словам Дмитрия, просто фонтанирует идеями. А он воплощал все идеи Любви. Землица-кормилица, из трав собирали сборы, качали березовый сок, теплый курятник построили, курочек завели, даже были излишки, супруги их продавали. Вскоре на подворье появилась своя мастерская с горном, наковальней и кувалдочками. Решили супруги заняться экотуризмом.
– А чем привлечь туристов? Травки, альтернативное земледелие, показать детям домашних животных – кролей, козочку. Мальчиков увлечь кузней, гончарным делом, заготовки есть, дать им постучать, что-то самим изготовить! Планировали организовать стрельбище из пневматического ружья или арбалета. Однако не успели мы реализовать свой проект – наш брак распался, – с сожалением рассказывает Дмитрий.
В поисках металла
Перебрался Дмитрий снова в город, теперь один.
– Я уже не мог сидеть без дела, была необходимость себя как-то реализовывать, чтобы не закиснуть! Организовал персональную выставку в «Арт-подвальчике». Выставлял поделки из глины, картины. Тогда было бесплатно, сейчас все, увы, на коммерческой основе, а любителю это накладно получается...
Снова устроился в кузню. Любимым делом умелец занимается в свободное от работы время. Все, что ему нужно – железо, железный прут, ножницы по железу и молот, с помощью которых и придает различную форму металлу.
Отмечает, что использует только холодную ковку. Никакого огня в работе не применяет, а еще говорит, когда у него идет процесс изготовления изделия, не обращает внимания на время. К примеру, чтобы сделать подставку под цветы, ему потребуется полдня, а на кашпо типа «страус» – не менее двух дней.
– Материал собираю на металлобазах, еще «контролирую» мусорные свалки, – смеется мастер. – Заготовки делаю на работе в обеденный перерыв или после работы, а дома грунтую, разукрашиваю. Кто-то смотрит на пень и видит дрова, а кто-то видит скульптуру. Я когда смотрю на железо – представляю, как его можно применить, что вырезать, приварить, отрезать… Мне это легко дается, я даже объяснить вам не могу.
Душа мастера
В изделиях, выполненных Дмитрием Матвеевым, чувствуется душа мастера, его любовь. Создается впечатление, что, несмотря на холод металла, кованая роза вот-вот раскроется и заполнит все вокруг нежным ароматом.
Очень эмоциональные у него получаются собачки-«зубатки», их целая серия, а еще котики, кобра, тигр, елка, оригинальные кашпо, все это не может не умилять.
– Где черпаю идеи? Знакомые на телефон присылают разные ролики творческого направления. Смотрю, ага, хорошая идея, можно сделать нечто похожее, – продолжает собеседник. – Знакомая как-то прислала фото кашпо в виде «страуса» из интернета, спрашивает: могу ли я что-то подобное сделать? Стал присматривать материал – трубы, шарики от подшипников, самое главное найти кашпо, и тут подвернулся бочонок. Сделал эскиз и приступил к работе. Когда есть идея, знаешь, что делаешь, а если нет – то и браться не стоит.
Дмитрий старается выезжать на городские выставки, ярмарки, где происходит душевное общение людей. У него три главные задачи – радовать, удивлять, озадачивать.
– Очень важна «финишная прямая»: это те положительные эмоции, которые я получаю от людей. Меня мотивируют положительные эмоции от прохожих на выставках, дети радуются, взрослые улыбаются. Сравниваю с театром: актер играет хорошо, реакция зала – аплодисменты, у актера – эмоциональный подъем, у меня – все точно также!
Работая, он морально отдыхает, забывает о проблемах, которые тревожат. И подчеркивает: его увлечение – удовольствие не из дешевых, поэтому приходится и некоторые изделия продавать и по заказу работать. Но главное все же в этом деле – его личное удовольствие, считает мастер.
– Железо я очень люблю, а оно отвечает мне взаимностью. Для меня это не бизнес, это хобби, – говорит Дмитрий Матвеев. – Если переведу в разряд заработка, то это уже будет работа – никаких эмоций, только деньги. А это мне не по душе!
Светлана Калинина. Фото автора и из архива Д. Матвеева