Рубрика: Экономика

Авторынок ДВ сменит ориентацию?

Дальний Восток России лет 30 оставался вотчиной подержанных японских машин. Ситуация начала меняться после августа 2023 года, когда Япония ввела запрет на вывоз ряда авто для личного пользования. Но сможет ли китайский автопром захватить новые рынки сбыта, размышляет журналист Еastrussia.ru. 

Обратимся к статистике. По данным Дальневосточного таможенного управления, основной ввоз подержанных японских авто традиционно приходится на порты Владивосток и Находка. В 2023 году в Россию привезли свыше 226 тысяч автомобилей, большая часть прибыла из Японии. Эта цифра в полтора раза больше чем годом ранее. Такое увеличение объема ввоза связано, в первую очередь, с запретом, которое ввело японское правительство.

Малолитражки снова в моде

– С августа ввоз автомобилей в регион деятельности таможни пошел на спад. В среднем в день таможенники выпускали по 200-300 автотранспортных средств, а до запрета эта цифра достигала более тысячи. По сравнению с рекордным июнем – 30 тысяч авто, в сентябре показатель снизился и достиг минимума в 8 тысяч. К концу года ежемесячный объем ввоза стабилизировался и достиг 10 тысяч единиц, – говорит Константин Пономарев, первый замначальника Владивостокской таможни.

Что касается января 2024 года, то объем ввоза через Владивостокскую таможню составил 10 тысяч единиц. Расклад в пользу китайских и корейских машин изменился не сильно: около 80% ввозимых авто – японской сборки.

Несмотря на запрет, предприниматели продолжают ввозить машины из Японии – особо популярны малолитражки объемом от 1 до 1,8 литров. Из-за возросшего объема импорта Владивостокская таможня даже вынуждена с февраля перейти на семидневный режим работы, а также увеличить число штатных сотрудников.

Чуть более скромные объемы ввоза «японок» отмечают и на Сахалине. По данным пресс-службы Сахалинской таможни, за прошлый год зафиксирован импорт почти четырех тысяч единиц авто.

– Введенные санкции не повлияли на покупательский спрос, – рассказал на одном из брифингов начальник Корсаковского таможенного поста Сахалинской таможни Алексей Антонов. – Изменилась лишь номенклатура товаров в сторону более бюджетных моделей. Наибольшее влияние на спрос оказывают изменения курса валют. Для обычных граждан, которые ввозят авто для личного пользования не чаще, чем раз в год, утилизационный сбор не изменился.

Японский запрет на экспорт отразился на стоимости уже привезенных авто. С августа цены на «японки» взлетели от 50 до 100 процентов. Многие автовладельцы снимали объявления о продаже с популярных площадок в ожидании остывания ажиотажа. Те, кто все-таки решился продавать, не стесняясь, завышали цену даже на машины с многолетним пробегом по России. К примеру, ценник на популярные кроссоверы Subaru Forester, Honda CR-V и Toyota RAV4 возрастом около 20 лет сейчас доходит до миллиона рублей и выше.

Китай выезжает на сцену

Ажиотажем логично воспользовались дилеры, которые продают китайские авто. На дальневосточный рынок хлынули популярные марки по доступным ценам. Конечно, китайский автопром пользовался спросом, но не был массовым. Но с августа 2023-го ситуация кардинально изменилась. Как отмечают многие эксперты, замещение японского автопрома китайским для потребителей ДФО – вопрос времени.

Однако, в первую очередь, многих волнует техническая сторона: авто из КНР, несмотря на продвинутый уровень оснащения и разрекламированную надежность, еще не прошли проверку временем. Для этого нужно несколько лет. 

Второй аспект – логистика. Важно не только наладить рынки сбыта, но и организовать бесперебойную поставку запчастей, построить сеть сервисных центров, переобучить автомехаников. К этому идут совместные усилия России и КНР. К примеру, в городе Суйфэньхэ, известном пограничном переходе в Приморье, готовится к строительству масштабный автоцентр, ориентированный на российского автолюбителя. Таким образом, шоп-туры в Поднебесную могут превратиться в упрощенную поездку за авто.

Перспективным местом для автоторговли может стать и приграничный город Хэйхэ. Уже сейчас благовещенские таможенники фиксируют возросший уровень импорта авто через пункт пропуска. Более 90% ввозимых в Благовещенск легковушек – представители китайских брендов, среди них лидируют Haval, Chery, Geely, Changan, Exeed, Great Wall. Везут через Китай японские и корейские машины, но в незначительном количестве.

Что говорят знатоки

Хабаровчанин Александр Степанов много лет ездил на проверенных японках: это такие модели как Honda HR-V, Toyota Vista и Toyota RAV4. Но в марте 2023-го решил пересесть на китайский автомобиль. Выбор пал на новенький Chery Tiggo 7 ProMAX, объемом 1,5 литра с турбонаддувом.

– Много читал про китайские машины и не встречал однозначных отзывов – одни хвалят, другие критикуют. Понял, что нужно получить свой опыт, – рассказывает Степанов. – Вот, спустя почти год владения Chery Tiggo 7, могу сказать, что ни в чем не прогадал. Модель удачная, идеально вписывается в мой ритм жизни, это авто одновременно и для всей семьи, и для сложной дороги, и для длительных путешествий. Достоинств масса: мощность двигателя, электронная начинка, большое количество места. Сложно найти такое удачное сочетание за такие деньги.

Из недостатков Александр отметил штатный аккумулятор довольно низкой емкости и передний привод. А гулявшие по интернету ролики с отломанной из-за холодов педалью газа вызвали недоумение.

– Не знаю, от какой машины эта деталь, но у меня все педали из прочного металла. Также слышал массу баек про качество сборки, мол, что-то постоянно дребезжит, плохо переключаются передачи и так далее. Могу сказать, что с такими проблемами пока не сталкивался. До этого я ездил на Toyota RAV4, но после Chery я за руль «японок» точно не вернусь! – уверяет Александр Степанов.

Не столь радужной выглядит оценка от хабаровского автоэксперта Дмитрия Власкина. По словам Дмитрия, он много лет в сфере продаж иномарок, знает сильные и слабые стороны десятков моделей.

– Лично я никогда не сяду за руль китайского авто, пока есть альтернативы. По моему мнению, китайская сборка оставляет желать лучшего, машины до сих пор очень сырые. Из минусов отмечу плохую защиту днища, не очень хорошее антикоррозийное покрытие, а также большие проблемы с вариаторами. Сам не раз видел, как некоторые элементы кузова прикручены на саморезы, это встречается даже на премиальных машинах. На мой взгляд, многие модели не продуманы и плохо совместимы с возлагаемыми задачами. Взять, к примеру, популярные внедорожники Tank от фирмы Great Wall – у них много мест, особенно в нижней части кузова, куда попадает грязь, от которой распространяется коррозия, – объясняет Власкин.

Также эксперт отметил, что до сих пор не налажены поставки запчастей. Особенно это актуально для владельцев подержанных авто, возрастом старше пяти лет. Хотя ситуация может измениться.

– Крупные китайские автопроизводители сейчас активно нанимают европейских и американских специалистов, чтобы улучшить качество продукции, сделать машины более надежными. Возможно, в ближайшие годы мы увидим совершенно иной автопром. Но дело это небыстрое. Радует, что сами китайцы стремятся не только увеличивать объем продаж, но и работать над качеством, – говорит автоэксперт.

Что говорят автодилеры 

«Наш дилерский центр не продает легковые автомобили. Это связано с особенностями логистики. Все автомобили, привезенные из Китая, сначала отправляются в Москву, а потом уже распределяются по регионам. Наилучший вариант, если вы физическое лицо – привезти авто из Китая напрямую самому», – считают в компании FAW.

«Официальными дилерами брендов Haval и Tank наша компания стала в 2022 году, – сообщили в компании «АВТОМИР ДС». – Рост продаж в 2023-м увеличился в два раза. Также мы прогнозируем рост продаж в этом году на 15%. Основная часть покупателей – Хабаровский край. Также активны Сахалин, Якутия, Амурская область. Что касается запчастей, расходных материалов, масла и технических жидкостей – все они есть в наличии. Если комплектующих нет на складе в Хабаровске, средний срок поставки составляет 20-30 дней».

«Из-за насыщения рынка китайская продукция хорошо продавалась в 2022 году, также положительная динамика сохранилась и в 2023 году, – сообщили в компании ДЛТС. – Однако из-за валютных скачков, которые повлияли на стоимость юаня, были моменты стагнации. Техника по-прежнему востребована в регионах ДФО – приезжают покупатели с Камчатки, Сахалина, Якутии, Приморья. Для удовлетворения спроса компания старается держать практически весь ценовой сегмент китайской техники. Что касается запчастей – мы как дилеры формата 3S и 5S предлагаем не только прямую поставку запчастей от официальных представителей, но также сервис и поддержание гарантии».

«Наша компания является официальным дилером этого бренда в Хабаровске. Динамика продаж растет каждый год, – уверяют в «Exeed центр Восток». – К примеру, в 2024 году мы ожидаем прирост продаж на 53%. Что касается сервисного обслуживания, то все запчасти имеются на складе, если чего-то не хватает, заказываем напрямую с заводов в Китае».

Вместо выводов

Несмотря на запретительные меры японских властей, ДФО все еще остается главной площадкой для ввоза подержанных «японок». Постепенно рынок будет заполняться различными моделями из Китая, которые, несомненно, займут свой ценовой и потребительский сегмент. 

Говорить о полном вытеснении японского автопрома пока рано. Но преимущества китайских автомобилей очевидны. Во-первых, низкая цена. КНР является крупнейшим производителем и экспортером авто с моторами, работающими на бензине, электричестве. Близость РФ и Китая значительно сокращает стоимость доставки. Второе – удобная транспортировка. Авто следуют через уже отработанные логистические цепочки. Третий плюс – поддержка китайского автопрома обоими государствами говорит о том, что бюрократические сложности будут минимальными. И, наконец, техническая оснащенность. Даже в скромных комплектациях авто будет напоминать современный гаджет. 

Петр Молотов