Рубрика: Культура

Украшения аборигенок могли быть не просто украшениями 

В коллекции искусства народов Дальнего Востока хранится несколько десятков приамурских металлических украшений. Эти многочисленные артефакты – неотъемлемая часть традиционного облика женщин-аборигенок региона. И в марте, как нам кажется, самое время поговорить о сережках. 

Правда, некоторые подобные украшения у дальневосточных народов носили и мужчины, например, ножные браслеты. Однако среди данного типа артефактов самым распространенным являются серьги – их имеется порядка двадцати пар в коллекции Дальневосточного художественного музея. Основная часть коллекции атрибутирована по национальному признаку и принадлежит искусству нанайцев и ульчей Однако подобные украшения бытовали практически у всех народов Приамурья вплоть до XX века. Есть в коллекции и выбивающаяся из общей концепции пара якутского происхождения.

Серьги в ДВХМ – в основном проволочные, либо изготовленные методом литья. Хотя история этих украшений уходит в средние века, когда серьги широко использовались всеми народами Западной и Восточной Сибири, проволочные серьги, характерные для нашего региона, обычно датируют XIX веком.

Следует отметить, металлические украшения составляли целый комплекс предметов. Их носили как мужчина, так и женщины. Надевались украшения на разные части тела, – браслеты на руки и ноги, кольца на пальцы рук и, конечно, ушные серьги, которые в основном были женскими атрибутами. 

При этом, на зависть современным поклонницам пирсинга, в старые времена на одно ухо их тоже могли надевать в большом количестве. Серьги могли иметь значительный вес, что часто приводило в старости к деформациям ушных мочек. 

Более 21 тысячи человек, которые относятся к коренным малочисленным народам Севера, проживают, по данным краевых властей, сейчас в регионе. 

По серьгам можно было судить и о достатке семьи и определить принадлежность к роду. Также эти украшения могли считаться оберегами от болезней и амулетами, приносящими достаток. Пример ношения сережек можно также увидеть в коллекции народного искусства ДВХМ на архивных фотографиях. На одной из них видно, что на каждом ухе женщины висит по две массивные проволочные серьги, дополнительно украшенные каменными дисками и бисером.

Хранящиеся в собрании ДВХМ серьги изготовлены в основном из серебряных тонких проволок методом легкой деформации материала. В большинстве случаев мы видим скругление проволоки. Возможно, применялся какой-то круглый предмет, вокруг которого огибали заготовку, получая широкое незамкнутое кольцо с заострением на конце, – эта часть должна была вдеваться в ухо. Нижнюю часть серьги оставляли прямой и нанизывали на нее бисер. Увенчивались сережки нефритовыми дисками с отверстием по центру, которые могли заменяться китайскими монетами.

Вторая характерная для Приамурья форма – спираль. Проволока с одной стороны округлялась широким незамкнутым кольцом, как в первом случае, вторая – нижняя сторона – закручивалась в плотную спираль. Такой тип сережек предназначался для украшения женского носа. Молодые девушки прокалывали для этого крылья носа, женщины постарше – перегородку.

Увеличить посещаемость учреждений культуры на 15% к 2024 году, сделать культуру доступной не только в городах, но и в отдаленных населенных пунктах – таковы цели нацпроекта «Культура».

Интересно и неоднозначно происхождение каменных составляющих проволочных украшений. В силу долговечности материала, нефритовые, сердоликовые, ониксовые бусы или диски могут датироваться даже I—III веками! Подобные предметы в виде бус находили в археологических раскопках в селе Троицкое в Амурской области. И так как по серьгам определяли принадлежность к роду, можно предположить, что эти украшения передавались по наследству на протяжении веков. Металлические украшения с полудрагоценными камнями, несомненно, имели сакральное значение в древности и украшали как живых, так и мертвых.

Занимательны – более поздние по изготовлению (начало XX века) – нанайские, традиционно круглые серьги, выполненные в технике литья и гравировки, в форме которых читаются то ли мифические драконы, то ли змеи. Такие металлические украшения с зооморфными образами, по моему мнению, могли служить вместилищем духов – помощников шамана высшей категории, на что указывает материал изделий. Однако после смерти шамана соплеменники предпочитали избавляться от таких атрибутов. Однако серьги были приобретены у нанайца Киле Укчу во время экспедиции 1937 года, а не в процессе археологических раскопок, что делает предположения автора спорными.

Так или иначе, серьги являлись важной частью культуры народов Приамурья. Их происхождение уносит нас далеко в прошлое, погрузиться в которое помогают наши музейные коллекции.

Антон, Ковальчук, ведущий специалист по искусству народов Дальнего Востока, ДВХМ. Фото из коллекции ДВХМ