Рубрика: Люди

Стать первым пилотом непросто 

Роман Пшеничников пришел в авиацию за мечтой. В свои 30 лет он, оставив хорошую работу, она начал все с нуля – пошел учиться на пилота. И вот спустя десять лет он возглавил экипаж Ан-24 и совершил свой первый самостоятельный полет в таком качестве. А в «Хабаровских авиалиниях» появился новый командир.

– Я просто пересел с правого кресла в левое, – так скромно и буднично Роман Пшеничников рассказывает о том, как оказался в кресле командира. Совсем недавно он совершил свой первый полет, впрочем, задолго до этого успел облететь почти все отдаленные уголки нашего края – но в роли второго пилота.

Карьера на земле

А ведь еще чуть более десяти лет назад о таком повороте судьбы мужчина и подумать не мог. Его случай можно назвать уникальным – в авиацию Роман пришел в 30 лет. И совсем из другой области. 

– В жизни любого человека наступает момент, когда он что-то хочет в своей жизни поменять. Кто-то переезжает в другой город, кто-то меняет жену, а я получил новую профессию. В этом нет ничего сверхъестественного. Это просто один из шагов в моей жизни, – одновременно шутливо и серьезно рассуждает Пшеничников. – Сейчас меня все устраивает: любимая работа и прекрасный коллектив, самолеты, жена и маленькая дочь, две собаки и кошка.

59 тысяч человек – на четыре тысячи больше по сравнению с 2022 годом (55 тыс.) перевезла в прошлом году компания «Хабавиа», увеличив пассажиропоток на 7,3%. В минувшем году региональная компания выполнила 1584 рейса (парные, туда и обратно), увеличив их количество на 3,1%. Из них 1325 – это субсидируемые рейсы по договору с краевым министерством транспорта.

Тут стоит упомянуть, что Роман – сын военного летчика. Однако по этому пути он сначала не хотел идти. И до того как оказаться за штурвалом самолета, Роман имел вполне успешную карьеру «на земле». Экономист по образованию (учился он в хабаровском политехе), работал в инвесткомпании по строительству завода, потом перешел телекоммуникационную сферу, где вскоре занял место директора филиала на Камчатке. Но в один прекрасный момент Пшеничников все бросил – ради мечты о небе. 

Дело в том, что на одном из витков своей карьеры Роман вновь оказался в Хабаровске. И в одном из ангаров военного аэродрома в Калинке он с товарищами, в свободное от работы время, строил двухместный одномоторный самолет. Такое вот хобби! И на этой самоделке в местной летной школе ДОСААФ он налетал около 30 часов и «загорелся» более масштабной идеей.

Слева по курсу

– Мы с друзьями около семи месяцев строили самолет и даже начали на нем летать, – рассказывает Роман. – В то время к авиации я имел отношение только как пассажир. И тут появилось желание – купить себе самолет, но это оказалось очень дорогим удовольствием. Двадцать тысяч долларов, или около миллиона рублей по тем временам. Тогда я узнал про курсы подготовки коммерческих пилотов в Ульяновске, схватился за эту идею, бросил все, кроме жены, ее бросать нельзя, собрался и уехал на полгода учиться! 

Вернувшись, Пшеничников устроился пилотом в «Хабаровские авиалинии» и в том же году вместе с другими пилотами авиакомпании попал на обучение в Чехию. А компания как раз приобрела первые два самолета L-410. И Роман отправился учиться летать на «элках». Позднее в коллекции освоенных самолетов появились Ан-24, Ан-26 и даже DHC-8-Q400, на котором он одно время летал в «Авроре». 

За десятилетие в небе командир Пшеничников наработал пять тысяч часов полетов. Он стал седьмым командиром воздушного судна, которого подготовили в «Хабаровских авиалиниях» за последние три года, сообщили в пресс-службе краевой компании. 

Но, даже имея такой стаж, нельзя просто «сменить кресло». Прежде чем получить новую должность Роман прошел сложное тестирование: сначала летал по аэродрому, чтобы привыкнуть к месту командира, того самого, что слева по курсу, а потом еще свыше 100 часов провел на регулярных рейсах под присмотром пилота-инструктора.

Только после этого летчика ожидал экзамен в дальневосточном управлении Росавиации и долгожданный допуск для того, чтобы выполнить так называемый «заплечный полет», когда командир самостоятельно управляет самолетом.

«Давай, целуй шасси!» 

Свой первый рейс Роман совершил в Совгавань – путь хорошо известный, несколько лет летал по этому маршруту в качестве второго пилота.

– Все буднично – встал в шесть утра, в восемь вылетали, в девять были там, час – на отдых и техосмотр, и обратно в Хабаровск, – описывает расписание командир. – Когда у тебя рядом опытная команда профессионалов это все – просто! 

А на аэродроме тем временем его уже ждала команда летчиков и инженеров авиакомпании. Поздравить коллегу пришли все, кто был свободен в этот день. Но главное – провести обряд посвящения – поцелуй шасси. Поэтому, не успев сойти с трапа, Роман тут же оказался в руках летчиков и вот они уже несут его вокруг самолета, делая остановку у каждого шасси, так чтобы новоиспеченный командир смогу подарить поцелуй своей «железной птице».

Как сообщили в «Хабаровских авиалиниях», авиапарк компании сейчас состоит из 12 воздушных судов, в штате трудятся свыше 500 специалистов. В «ХабАвиа» в декабре сообщали, что в несколько районов края в 2024 году начнут летать более вместительные воздушные суда – 44-местные Ан-24 вместо небольших самолетов L-410 вместимостью 15 пассажиров.

С улыбкой и волосами, измазанными машинным маслом, Роман говорит, что теперь по-настоящему счастлив: он смог осуществить свою мечту! А свою идею – летать на собственном самолете – летчик пока оставил. И менять свои «Ан» и «Элки» на большие «Боинги» и «ТУшки» тоже пока не планирует, говорит, именно в малой авиации нашел свое счастье. 

Но вернется ли Роман к своей идее летать на собственном маленьком самолете?

– Вряд ли, – признался он коллегам из khabavia.ru, – за десять лет самолеты существенно выросли в цене. И малая авиация у нас в стране излишне зарегулирована. Например, продление сертификата летной годности самолета у нас стоит сотни тысяч рублей, а в Штатах – всего сотню-две долларов. За взлет-посадку аэропорты берут неподъемные для частника деньги. Увы, все это превращает малую авиацию в дорогое удовольствие. Будь у нас по-другому – маленькие самолеты стояли бы в гаражах по всей стране. Так что пока буду получать удовольствие от полетов в родной авиакомпании!

Виктория Андреева