Рубрика: Экономика

Продать рыбу сложнее, чем её поймать?

В среднем россияне едят гораздо меньше морепродуктов, чем рекомендованные Минздравом 28 кг. Если потребление мяса в последние годы обновляет рекорды, то рыбная категория остается примерно на одном уровне – 20-22 кило на человека ежегодно. Главным лейтмотивом Дня сельского хозяйства на выставке «Россия» на ВДНХ, как отмечает автор сайта Еastrussia.ru, стал такой: участникам всей цепи поставок рыбной продукции нужно объединить усилия по продвижению морепродуктов, а государству поддержать отрасль.

По оперативным данным Росстата, за 2023 год производство рыбной продукции достигло 4,4 млн т, что на 6% больше результата за предыдущий год. Между тем, рассказала замруководителя Роскачества Ольга Шанаева, по отдельным социально-возрастным группам фиксируется снижение частоты покупок рыбы. Сегодня едят рыбопродукцию «раз в неделю и чаще» лишь 42% россиян. Это в 1,6 раза меньше, чем пять лет назад (в 2018 году – 68%). Потребление рыбы «раз в месяц и реже» характерно почти для трети населения!

Чаще других включают рыбопродукцию в свой рацион люди старше 45 лет. А вот уровень еженедельного потребления рыбы у молодежи не только ниже, но и быстрее снижается. Так, в 2018 году этот показатель составлял 55%, в 2023-м – 31%.

«Здесь нужно ориентироваться на молодое поколение, именно они являются драйвером потребления как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной. Складывающееся отношение молодежи к рыбе (более частый отказ от потребления, отсутствие культуры приготовления, осведомленности о разнообразии рыбы) создает риски для отрасли», – заявила Шанаева.

Вместе с тем молодое поколение не столь далеко от морепродуктов: считается, что люди в возрасте от 18 до 24 лет являются главными любителями суши. Сегодня молодежь не хочет заниматься чисткой, разделкой рыбы, сложным ее приготовлением, соглашается представитель сети «Гипер-Глобус» Олег Рябов, и это следует учитывать производителям и ритейлу. «У той же курицы продаются отдельно ноги, крылья, филе. По рыбе это тоже есть, но в меньших объемах. Мы заметили, что чем больше даем покупателю готового продукта, тем он интереснее воспринимается», – уточнил он. 

Распробовать минтай

В среднем россияне потребляют пять видов рыбы, сообщают в Роскачестве. В топ-5 входит скумбрия (46%), сельдь (46%), горбуша (44%), минтай (40%), форель (37%).

При этом в 2022 году на Дальнем Востоке добыто 1,9 млн тонн минтая, но на внутренний рынок поставлено лишь 183 тысячи тонн (по предварительным итогам 2023 года – 200 тысяч). Сейчас годовое потребление этой рыбы в РФ составляет без малого 1,3 кг на человека. «Это немало, но мы видим, что есть куда расти», – признает президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.

Согласно опросу, из тех, кто говорил о недостатках минтаевой продукции, в 30% ответах указали на то, что им предпочтителен вид другой рыбы. Еще 19% отметили, что не нравится вкус минтая, а 15% – запах.

Исследование показало, свидетельствуют в АДМ, что основные проблемы обусловлены эмоциональными факторами, связанными с восприятием минтая, например, как рыбы для кошек. «Возможно, влияет негативное воспоминание из детства: в детсадах готовили не вкусно, – не исключил Рябов. – В школах это тоже не особо популяризировалось».

Изменить потребительскую картину – одна из ключевых целей программы «Дальневосточный минтай», пояснил Алексей Буглак. Речь, в частности, идет об информировании потребителей о современных технологиях переработки, в том числе особенностях морской заморозки рыбы, благодаря которой сохраняются полезные свойства и вкусовые качества. Например, с участием известного шеф-повара на Камчатке снят документальный сериал о промысле минтая. Его посмотрели около 2 млн человек. 

Как проинформировал Буглак, в этом году особое внимание планируется уделить событийному маркетингу и совместным проектам с участниками цепочки поставок, в том числе переработчиками и ритейлом. «Мы видим потенциал расширения воронки спроса, что может дать ощутимый прирост потребления минтая. Во-первых, за счет увеличения доли регулярных потребителей рыбы. Во-вторых, за счет увеличения в этой доли потребителей минтая. В-третьих, за счет частоты покупки». 

Морепродуктам – дорожную карту

Сенатор Татьяна Сахарова сообщила, что уже ведется разработка дорожной карты по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года. Она подчеркнула, что важно выработать эффективный механизм, обеспечивающий бесперебойное поступление улова из отдаленных районов промысла.

Основной объем перевозки морепродуктов с ДФО, где добывается 2/3 рыбы, в центральные регионы страны осуществляется железнодорожным транспортом. В то же время, отметила сенатор, в пик сезона, связанного с путиной, повышается цена услуги предоставления вагона под доставку морепродуктов. Это сказывается на конечной стоимости рыбы. «Нужно проанализировать, как можно повлиять на ситуацию, и достаточно ли специализированного подвижного состава», – подчеркнула Сахарова.

Хотя тариф РЖД фиксированный, он индексируется на основе распоряжения правительства, стоимость услуги предоставления оператором вагона под перевозку груза формируется на рыночных условиях. Что касается подвижного состава, то все больше рыбы на станциях ДВЖД грузится в специализированные контейнеры, а вот погрузка морепродуктов в рефрижераторных секциях и вагонах-термосах сокращается – вследствие старения парка.

В 2000-м на сети дорог насчитывалось порядка 10 тысяч исправных рефвагонов, к 2022 году их осталось примерно три тысячи. Хотя рефсекции для ряда грузоотправителей выгоднее – они вмещают больше рыбы.

Сейчас есть несколько новых разработок вагонов для перевозок скоропортящихся грузов. Но какое место они займут на рынке, сказать сложно, да и сами производители пока не знают, насколько готов рынок к их приобретению, рассказал представитель одной из вагоностроительных компаний. Сдерживающим фактором может стать цена. Так, ориентировочная стоимость автономного рефрижераторного вагона модели 16-2155 называлась в районе 16 млн руб. На себестоимость особенно влияет наличие импортного комплектующего, в частности холодильно-обогревательной установки.

В качестве меры господдержки продолжается субсидирование железнодорожных перевозок рыбной продукции с ДФО, отметил замглавы Росрыболовства Василий Соколов. Пока дотации действуют при отправках минтая, но рассматривается вопрос расширения субсидий на доставку и других видов рыб. 

Чтобы улов не прошел мимо сетей

Согласно расчетам Рыбного союза, логистика от Дальнего Востока до Москвы занимает 6-14% в стоимости рыбы на магазинной полке. На ее доставку до распределительного центра приходится еще 3-4%. Фасовка продукции – это 11-17% конечной цены, наценка же торговых сетей варьируется от 15 до 26%. Собственно, выручка рыбака – это 45-55% стоимости в рознице.

При этом рыба в магазинах стоит недешево, отмечает Татьяна Сахарова. В декабре в столичном регионе кета продавалась в среднем по 609 руб. за кило, а неразделанная горбуша – по 339. По мнению сенатора, нужно разложить состав цены на составляющие и понять, где нужно регулирование.

Несмотря на существенную торговую наценку, работать с рыбой непросто, утверждают представители ритейла. Морепродукты – это та категория товаров, с которыми связаны наибольшие затраты, говорит представитель ОАО «Агроторг» (сеть «Пятерочка»; входит в Х5 Group) Наталья Богданова.

«Мы понимаем, что рыбная промышленность сегодня – отрасль, где инвестиции быстро не отбиваются. Понимаем себестоимость продукции, что в стоимости заложены высокие расходы при производстве», – рассказала Богданова.

Еще до выхода торговой сети в ДФО ритейлер приобретал рыбу у одной из местных компаний, которая затем разорилась, добавила она. К финансовым проблемам приводит ряд факторов, в том числе удорожание заемных средств. Рыбная отрасль сильно отличается от конкурентов, считает глава Рыбного союза Александр Панин, в том числе отсутствием доступа к целому комплексу мер господдержки, которыми как минимум 15 лет пользуются производители мяса и птицы.

В среднем россияне потребляют пять видов рыбы, сообщают в Роскачестве. В топ-5 входит скумбрия и сельдь (по 46%), горбуша (44%), минтай (40%) и форель (37%).

«Все-таки мясо, курица, индейка, кролик, во-первых, производятся в местах массового потребления или близко к ним. Это не как в случае с Дальним Востоком, [где ведется промысел], а в центре проживает основное население. И даже Мурманск – не самое близкое место. И второе, это структура продаж. Мясное производство в первую очередь направлено на внутренний рынок, и превентивные меры [господдержки] приняты в отношении импорта, как раз в этой части они сработали, в то время как рыбная продукция, которая добывается в отдаленных районах…это предмет международного спроса», – считает Панин.

По словам Натальи Богдановой, на днях в ДФО открылся сотый магазин «Пятерочки». Однако приобрести рыбу в регионе для сети до сих пор затруднительно, хотя компания намерена выстраивать отношения с рыбаками. 

Рыба – сложный для продвижения продукт, требующий вовлечения всех сторон: и того, кто добывает, и кто перевозит, и кто продает, рассуждает Василий Соколов. В качестве примера он привел прошлогоднюю лососевую путину. Одной из столичных компаний через месяц после завершения промыслового сезона нужно было срочно приобрести небольшую партию кижуча. «Но на Дальнем Востоке мы уже его не найдем, вся рыба разошлась. Два месяца промысел, и дальше нужно искать ее в холодильниках. Это сложный вопрос», – объяснил замглавы Росрыболовства.

С другой стороны, приближается мойвенная путина. Выделяется существенный объем квот – порядка 80 тысяч тонн против 25 в прошлом году. «До сих пор мойву не смогли продать с прошлого года, а сейчас ее будет больше в три раза! От активности торговых сетей очень многое зависит», – резюмировал Соколов.

Говоря об увеличении потребления рыбной продукции, Ольга Шанаева выделила ряд шагов. Это повышение осведомленности россиян о пользе морепродуктов, критериях качества; долгосрочные совместные маркетинговые и коммуникационные кампании; популяризация недооцененных видов рыбы, продвижение тех видов биоресурсов, которые имеют перспективы увеличения вылова.

И разумно, чтобы все это делалось на фоне наличия в торговых сетях продукта, соответствующего покупательной способности населения, убеждена замруководителя Роскачества. Рыбакам и ритейлу надо сотрудничать, здесь обоюдный интерес.

Павел Усов