Рубрика: Культура

Как в Хабаровске готовят знатоков искусства 

Занятия в школе экскурсоводов начались в художественном музее Хабаровска.

Новая партия проводников в мир искусства выпустится уже через три месяца. Если, конечно, их не срежут на итоговом экзамене строгие знатоки культуры.

Сдать испытания на отлично или хотя бы просто сдать – не самоцель учеников. На этом, по крайней мере, настаивает преподаватель, сразу предупреждая своих школяров, что главное для них – прикоснуться к творчеству.

– В 2015 году впервые набрали желающих поучиться. Сегодняшний поток уже двадцатый, – говорит Анна Левченко, куратор школы экскурсоводов. – Если у человека есть потребность в общении с предметом искусства, он к нам рано или поздно приходит. Сейчас ведь модно разбираться в живописи, знать и отличать разных авторов, иметь свое мнение. И, по сути, мы не даем тут новой профессии, а учим, как презентовать себя, как отобрать нужную информацию из массы книг и сайтов. 

– Вот мы с вами в зале эпохи Возрождения, по ней написаны сотни и тысячи книг, а из всего этого массива надо составить одну небольшую экскурсию. Это должен быть лаконичный, гладкий, литературный текст, который можно адаптировать под разных гостей. Прийти могут иностранцы, дети, молодые люди, не разбирающиеся в искусстве либо наоборот очень придирчивые – для каждого надо говорить его языком. Этому мы и учим, – объясняет Анна.

Уверяют, что такие навыки пригодятся не только, чтобы рассказывать о картинах, увлекая за собой посетителей по залам музея. Тем, кто хоть раз проводил экскурсию в художественном перед посетителями да под строгими взглядами непреклонных смотрительниц, уже ничего не страшно! 

Знания или кошелёк

– Вряд ли экскурсовод – самая денежная профессия. Зачем люди идут в вашу школу?

– Приходят те, кого здесь, в музее, что-то уже зацепило, какое-то свое открытие они сделали, и про него они хотят рассказать миру. Это школа не для тех, кто хочет поменять профессию, а для тех, кому нужны дополнительные знания. 

– То есть это ваши посетители. Есть те, кто первый раз приходит в музей?

– Да, но они бывали в других, в Эрмитаже, например. У них есть сформировавшаяся потребность, знают имена, есть любимые художники, люди хотят эти знания как-то структурировать. 

– Смотрела на сайте отзывы выпускников. Вернее, сказать выпускниц, на фото – представительницы слабого пола. Впечатление, что учиться на гидов в вашем музее идут одни женщины...

– Женщины везде в основном, куда бы вы не заглянули. Такова природа – они более деятельные и инициативные! – уверяет Анна. – В группе в среднем 15-20 человек, из них обычно один-два мужчины. Лишь раз пришли сразу трое. А в этом наборе – только девушки, парней не нашлось. 

– А представители каких профессий хотят попробовать себя экскурсоводами?

– Самые разные – от медиков до гуманитариев. Часто переводчики, педагоги, журналисты.

– Считается, что учиться легче, пока молодой. К вам за парты какого возраста садятся?

– Самому старшему нашему ученику было за 70, журналист на пенсии, он хорошо сдал экзамен. Дело не в возрасте, а в дисциплинированности, уровне подготовки. Крайне редко приходят старшеклассницы. В основном люди с высшим образованием, они состоялись в своей основной профессии, хотят получить еще знания. Это курс, в принципе, рассчитан для взрослых. Они знакомятся с фондами, научными сотрудниками, побывают на реставрации, побывают в музейной библиотеке, подружатся между собой. Они начинают ходить на все лектории, выставки, становятся нашими навеки! Вот, смотрите, только что в музее закончилась лекция, и большинство посетителей – выпускники школы экскурсоводов.

Не ярче Пикассо 

– Все ли доходят до экзамена?

– Мы их три месяца вдохновляем подготовить свою экскурсию и представить ее методическому совету, но многие исчезают, не решаются на такое. Их право, никого не осуждаем. Главное, люди для себя почерпнули знания, им было интересно и здорово. Ну, не захотели экзамен сдавать, что же теперь! 

– Чего боятся-то? На чем тут можно посыпаться? 

– Посыпаться можно и на Иване Шишкине. Каждый готовит сам себе экскурсию, выбирая тему, которая ему по душе. Нравятся малые голландцы – расскажи о них. Никто не заставит брать другую тему. Но наш музей предполагает художественный анализ, это априори самое сложное. Казалось бы, что видишь, то и анализируешь, но, с другой стороны, есть масса литературы, и степень доверия к тем, кто их написал, высока. С классикой проще: понимаешь сюжет, принципы эпохи, а вот в современном искусстве все обращено к чувствам, эмоциям, сопереживаниям. 

– Наш курс включает 12 лекций, где мы постараемся рассказать об искусстве разных стран и эпох, разложить знания по полочкам, научим сценической речи. Тем, кто выдержит экзамен, вручат сертификат, – поясняет Анна Левченко. – За девять лет четыре человека стали экскурсоводами, одна работает у нас, второй выпускник – в соседнем, военном музее. Некоторые делают самостоятельные проекты, проводят экскурсии. 

– Дресс-коду учите? Ярче картин, наверное, нельзя быть? 

– Если работаешь в художественном музее, будь добр соответствовать. Должны смотреть на картины, а не на тебя. Ты все же «озвучка». По идее, можно хоть в чем прийти на экскурсию, главное, что будешь при этом говорить.

А позвонить дадите?

Ученический класс оборудовали в одном из залов музея на третьем этаже. На новичков свысока взирали герцоги и дамы в жабо с картин, критически изучали смотрительницы. Им явно не по душе разговорчики и смех – но куда денешься, придется терпеть!

По очереди ученицы представляются, кем работают и рассказывают, что ждут от курсов. 

– А у меня уже есть задумки на авторскую экскурсию, – делится ученица школы Светлана. – Работаю педагогом дополнительного образования, детей часто водим по музеям, нанимаем экскурсоводов, а так бы я могла сама проводить.

В рамках нацпроекта «Культура» действуют краевые проекты «Культурная среда» и «Творческие люди».

В группе набралось сразу два экономиста, пара менеджеров (кстати, говорят, что именно менеджеры всегда хорошо сдают выпускные экзамены), педагоги и даже один звонарь. Причем, девушка, Ольга Кудряшова, оказывается, единственная в Хабаровской епархии звонарь женского пола. Ее можно услышать издалека, обычно она звонит в колокола Христорождественского храма, можно и увидеть на светских мероприятиях: звонит с оркестром на параде Победы и на «Амурских волнах» (0+). 

– Часто попадались мне анонсы музейных выставок, все хотелось сходить, нравится слушать, когда рассказывают про картины, а когда узнала про школу экскурсоводов, загорелась научиться вести экскурсии тоже, – улыбается Ольга.

– А вы нас звонить обучите тогда! – предлагает Анна Левченко. – Скоро Пасха, мы всей группой пойдем!

Шутки шутками, но занятия – процесс обоюдный, от школьников музейщики тоже получают новые знания, новые взгляды на старые вещи. А их учат смотреть и видеть. И, главное, не проноситься по залам на скорости, не останавливаясь возле картин – в ДВХМ таких посетителей-спринтеров не понимают. Зачем пришли? Куда мчались? 

Зато здесь любят тех, кто готов подолгу стоять, разглядывая произведения искусства. Говорят, их даже смотрительницы не обижают и не гонят дальше. Терпят и когда фотографируют, чтобы потом еще дома рассмотреть детали. А именно так посещать выставки, выискивая и замечая самое интересное, научат только в музее.

Наталья Львова