Рубрика: Ваше право

По материалам одного хабаровского дела 

«Людей портит квартирный вопрос», – ссылаясь на классика, говорят одни. «Не мы такие, жизнь такая», – оправдываются другие. Кто виноват и почему эта бытовая хабаровская история завернулась тугим узлом в криминальный сюжет – судите сами. 

Марина перетряхивала зимние вещи, судорожно проверяя карманы – ну, должны же быть там какие-то деньги! Все же знают, забудешь в пуховике купюры, потом, ох, как обрадуешься. Напрасно – платочки, чеки, автобусные билетики и ни одного рубля. 

Она уже начала шмыгать носом, так стало жаль ей себя, оказавшуюся на мели. Ни денег, ни работы, зато долги и пустой холодильник. Хорошо, хоть сын пообедает в школе, а вот что на ужин…

Мелодично и коротко звякнул телефон – пришло сообщение. «Мариночка, вы меня помните? Это Рустам. Помогали мне три года назад снять квартиру. Вот снова нуждаюсь в ваших услугах. Поможете?». Конечно, она его не помнила – много их было таких, которым надо было арендовать жилье, когда работала в риелторском агентстве. Сейчас она – вольный стрелок и заказов, как назло, нет. Марина смахнула набежавшие на глаза слезы, решительно хлопнула дверью шкафа и набрала номер.

– Рустам, это Марина, риелтор агентства «Теремок», вы обратились ко мне по поводу аренды, – сказала она специальным деловым голосом. – Скажите, что вас интересует, и я постараюсь вам помочь. Не забывайте, что вам надо будет оплатить наши услуги и подтвердить, что готовы внести предоплату. Согласны? Тогда я начинаю вам поиск квартиры прямо сейчас. Мы свяжемся с вами, как только появится подходящий вариант.

О, счастливчик!

Рустам ликовал. Все складывалось просто замечательно. Уже неделю как они приехали на заработки в Хабаровск из своей страны и жили в неудобном, зато дешевом хостеле вместе с женой и сыном. Работу супруги нашли быстро – помогли земляки, а вот с квартирой никак не получалось. Тогда-то Рустам и похвалил себя, что в прошлый свой приезд записал в телефонной книжке номер риелтора Марины. Через каких-то три дня после его сообщения Марина перезвонила и сказала, что нашла для них жилье.

– Счастливчик вы – «двушка» почти в центре, от улицы Серышева пара шагов, а сдают по цене «однушки» на окраине, – обрадовала она его известием. – Там пока другие жильцы, но к осени съедут. Надо предоплату внести, чтобы никто не перехватил. Вы мне на карту киньте, а им сейчас наличку завезу, как раз рядом катаюсь.

Рустам согласился и переслал Мариночке 12 тысяч рублей – это ведь копейки за то, чтобы гарантированно жить с комфортом! И еще четыре – риелтору за труды.

– Получила, еду к хозяевам, – перезвонила та. – Документы оформим чуть позже, когда уже срок подойдет въезжать. 

Ждать новоселья оставалось недолго – буквально пару недель. Ничего – когда есть перспектива, такие трудности переносятся легко. 

– Рустам, ты узнай у Марины, письменный стол там есть? А то как Расул уроки делать будет? Ему же в школу идти, как раз переедем, и учеба уже начнется, – хозяйственная Зухра начала планировать обустройство нового жилища, и Рустаму это нравилось. 

Саму квартиру они еще не видели: риелтор объяснила, что не получится пока посмотреть, ведь там живут другие люди. Неудобно как-то. Вечерами они вместе придумывали, что и куда поставят. Приглядели в мебельном сыну новый диванчик – школьник должен хорошо высыпаться, чтобы лучше учиться.

Марина заверила: стол есть, даже настоящий детский уголок. Нынешние постояльцы, по ее словам, с двумя детьми школьного возраста, и все там удобно размещались. Да и вообще в новой квартире все есть – въезжай да живи!

– И все же шторы я свои куплю, – настаивала упрямая Зухра, а Рустам не был против. Пусть вьет их гнездышко!

Болезнь нечаянно нагрянет

Через неделю к ним приехала риелтор составлять договор аренды. 

– Владелец сейчас на Сахалине, он мне бумаги передал, так что вы не переживайте, – показала Марина копии паспорта некоего гражданина Кривцова Михаила Сергеевича. – Подписать надо здесь и здесь. А вот на этот расчетный счет переведите 16 тысяч не позднее завтрашнего числа. Только одна небольшая проблема – жильцы просят дать им еще дней пять, чтобы съехать? У них какие-то заморочки с переездом возникли. Войдем в положение, не будет семью с детьми на улицу выгонять? Ну и славно! Возьмите ваш вариант договора, а этот я отправлю арендодателю.

– Мариночка, останьтесь на чай, Зухра торт испекла по такому приятному поводу.

– Спасибо, конечно, но не могу – работать надо ехать, – стала отказываться Марина. – Знаете, сколько клиентов много? В конце лета всегда так.

Зухра успела отрезать ей кусочек торта с собой: «По пути скушаете на здоровье!». 

Риелтор поблагодарила и уехала. Вечером Рустам снова перечитал договор и снова порадовался, что дом находится так близко к работе, пешком минут пятнадцать всего. От радостных раздумий отвлек телефон. Звонили с неизвестного номера.

– Рустам Рагимович, меня зовут Наталья, я жена Михаила Кривцова, вы у нас квартиру будете снимать, – услышал он в трубке женский голос. – Знаю, что вы сегодня договор подписали. У меня к вам большая просьба, сделайте предоплату еще за месяц. Понимаете… Такая беда – Миша мой заболел, врачи сказали надо срочно лекарства дорогие покупать. Вы же все равно к нам переезжаете, мне очень неловко, но помогите, войдите в положение. 

Ему показалось, что жена заболевшего хозяина квартиры начала плакать. Но все это насторожило Рустама. 

– Извините, но у нас сейчас нет денег, – решительно отказал он.

– Что же у вас сердца нет! Ведь он умрет, мой бедный Миша, – продолжала просить та. – Можно не всю сумму, хотя бы двадцать тысяч, умоляю! 

Рустам бросил трубку и заходил по комнате, щелкая костяшками пальцев – верный признак, что он злится. Этот разговор и неестественные всхлипывания его очень напрягли. Он не поверил в рассказанную историю об умирающем неизвестном ему Кривцове. Было похоже, что жена владельца квартиры просто хотела развести нового жильца на деньги.

– Рустамчик, успокойся, – начала была Зухра, но притихла, встретив его взгляд. 

Мужчина взял договор и открыл ноутбук. Набрал сайт Росреестра и вбил указанный в документах адрес.

Бабушка надвое сказала

– Да, подождите ругаться, что произошло? Не совпали данные Росреестра и нашего договора? – Марина деланно удивилась. – Ох, Рустам, Рустам, вы же взрослый человек, знаете, что эти чиновники вечно что-то путают. Не переживайте, все будет отлично. Извините, у меня вторая линия.

Мариночка отключилась, а Рустам уже не мог не переживать. Он оделся и выскочил на улицу. Во дворе дома на улице Н-ской наслаждались последним летним теплом старухи – невероятная удача.

– Бабушки, извините, что прерываю ваш разговор, – слегка поклонился пенсионеркам учтивый Рустам. – Подскажите, а 15-я квартира сдается? А то я договор заключил, да меня сомнения взяли. 

– Это Светкина что ли? Семеновна, твои соседи неужели съехать решили, – мигом заинтересовались старухи. – Да вот ее окна, на втором. Видишь, Колька ее на балконе курит, сейчас опять окурок в мои цветы на газон кинет. Николай! Вы что квартиру сдаете?

Небритый Николай выдохнул дым и демонстративно потушил сигарету об старую консервную банку. 

– Баб Кать, хватит выдумывать уже, ничего мы не сдаем! Идите лучше свои сериалы смотрите, – он развернулся и исчез в квартире. 

Рустам задыхался от злости и раз за разом набирал номер Мариночки, но слышал лишь автомат, сообщающий, что абонент выключен или находится вне зоны действия Сети. Вернувшись, он выбросил в мусорку остатки торта. А наутро пошел в полицию.

Виноватая я, но он сам пришел

– А что мне было делать? Денег нет, а тут он сам позвонил, я и решила подзаработать, но собиралась потом ему все объяснить и вернуть, – объясняла потом на допросе Мариночка. – Взяла-то немного – 32 тысячи. Адрес из головы взяла, первый попавшийся, а документы этого Кривцова у меня остались, я ему когда-то квартиру оформляла. Вот и пригодились.

Призналась она и в том, что пыталась разыграть Рустама, позвонив с телефона сына под видом жены внезапно заболевшего владельца квартиры.

Суд признал Марину виновной в мошенничестве.

– Вину подсудимая признала, в содеянном раскаялась, – комментирует Евгения Хижнякова, помощник прокурора Центрального района Хабаровска. – Осужденной назначено наказание в виде одного года шести месяцев исправительных работ с удержанием в доход государства 10 процентов от заработка, на основании статьи 73 УК РФ условно с испытательным сроком два года. Гражданский иск потерпевшего удовлетворен. С осужденной взыскана сумма невозмещенного ущерба 14,5 тысяч рублей. Остальную сумму она возместила в ходе следствия.

Александра Казакова, по материалам прокуратуры Центрального района Хабаровска. Имена действующих лиц изменены, любые совпадения случайны.