Региональный соцстандарт внедряют в крае
Хабаровский край стал пилотным регионом, где стали внедрять Национальную социальную инициативу (НСИ). Этот масштабный проект запустило Агентство стратегических инициатив и инноваций во исполнение поручений президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина. Теперь социальные учреждения должны «перенастроиться» и максимально работать в интересах каждого гражданина. То есть, сервисы и услуги должны быть понятными и доступными, а получить их было легко и комфортно.
Несомненно, надо напомнить, что еще летом 2020-го президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин поручил Агентству стратегических инициатив (АСИ) развитие в стране новой Национальной социальной инициативы (НСИ). Цель проекта – улучшить жизнь россиян, сделать комфортнее и доступнее предоставляемые государственные слуги.
«Людей не волнуют технические административные, организационные вопросы. Им важно получить помощь качественно и своевременно и при этом чтобы специалисты, которые оказывают такую помощь, сами не сталкивались с трудностями, вот что мы должны сделать! – заявил тогда глава государства. – Например, чтобы врачи работали, работники учреждений образования, социальных служб не занимались излишней бумажной волокитой, бумажной работой, а уделяли свое время и внимание людям прежде всего! Я просил Агентство и профильную комиссию Госсовета в ходе Национальной социальной инициативы детально разобраться в конкретных проблемах в социальной сфере. Именно на основе мнения граждан определили 10 наиболее чувствительных распространенных жизненных ситуаций, с которыми люди сталкивались и сталкиваются. Сформулировали конкретные цели и практические шаги по решению существующих проблем».
И сегодня АСИ развивает Национальную социальную инициативу практически по всей стране, помогая на местах улучшать работу больниц, учреждений соцзащиты, школ и МФЦ. По словам губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярёва, социальная сфера в регионе должна стать дружелюбной по отношению к человеку. В рамках НСИ в крае ныне внедряют региональный социальный стандарт. Важно, чтобы люди, которые получают услугу, остались удовлетворены работой специалистов и полученной помощью. Работать для людей, а не «для галочки» – такая задача стоит перед чиновниками сегодня.
Национальная стратегическая инициатива – это система непрерывных улучшений процесса предоставления услуг и сервисов в соцсфере за счет внедрения новых подходов и методик, тиражирования практик, поддержки передовых лидерских проектов. Среди ключевых элементов НСИ – рейтинг качества жизни, оценивающий усилия региональной власти по созданию комфортной среды для людей. В числе инструментов, используемых АСИ при внедрении НСИ в регионах, – единый социальный стандарт, платформа «Смартека» и институт региональных сервисных уполномоченных.
Что ж, в Хабаровском крае за дружелюбностью дело не станет. Например, в поликлинике краевой клинической больницы № 1 имени профессора Сергеева региональный соцстандарт уже широко применяется на практике. Во-первых, в медицинском учреждении сделали ремонт: полностью преобразился интерьер полклиники, для пациентов поставили мягкие диваны, кулеры, установили электронную очередь и расписание, навигационные таблички, посадили администратора на входе. Турникет, правда, выглядит не очень располагающим к получению соцуслуг, но, как объясняют в медучреждении, он гарантирует безопасность пациентов.
– Администратор разгружает регистратуру, туда теперь не стоят километровые очереди, – говорит Анастасия Калита, замглавврача по амбулаторно-поликлинической работе. – Администратор разделяет потоки, подсказывает людям, кому с чем и куда обратиться. Работа энергозатратная, но очень нужная! Если человек записан на прием, и ему надо пройти к врачу, он получает в регистратуре временный пропуск, с помощью которого проходит через турникет, а потом на выходе сбрасывает его в устройство. У нас 500 человек проходит в смену, тут пять этажей, нужно обеспечить безопасность и сотрудников, и пациентов. Случайные люди уже не пройдут!
Альбина Войтович живет в Николаевске-на-Амуре. В поликлинику обратилась несколько лет назад по направлению своего районного врача: требовалась консультация ревматолога, а в родном городе такого специалиста, увы, не найти. Говорит, что когда приехала сюда впервые после ремонта, испытала культурный шок.
– Это просто небо и земля! – восторгается пациентка. – Чисто, удобно, администратор помогает. А врачи и раньше были внимательные, и сейчас выслушают, помогут. Я когда два года назад приезжала – меня положили в больницу, прооперировали. Сейчас езжу, наблюдаюсь. А еще работу врачей в этом году сделали двухсменной, с восьми утра до восьми вечера. Удобно очень – для тех, кто работает!
Консультант на входе встречает теперь и посетителей центра занятости населения. Кстати, он стал одним из первых учреждений края, где внедрили новый стандарт. К услугам людей, которые ищут работу, зона для самостоятельного поиска вакансий и подачи заявления: можно сесть за один из трех компьютеров и заполнить документы, используя только свой пароль от портала Госуслуг.
– У нас есть обратная связь – красные и зеленые смайлики, – рассказывает директор хабаровского центра занятости Елена Даниленко. – Если человек после приема выбирает красный смайлик – выясняем причину его недовольства, собираемся с коллегами, обсуждаем, чтобы не наступать на те же грабли! Мы любую нестандартную ситуацию рассматриваем как жизненную ситуацию клиента. Она заключается в комплексном решении вопросов. Например, если человеку необходимо сопровождение, он говорит – у меня нет денег, чтобы съездить к работодателю. И тогда наш карьерный консультант сопровождает человека к работодателю. Позвонить, где-то договориться – эти проблемы карьерный консультант берет на себя.
Консультант также может организовать собеседование по видеосвязи. К услугам соискателей несколько тысяч вакансий, кадровый центр регулярно устраивает ярмарки, на которые приглашает до 100 работодателей. Тем, кто действительно хочет найти работу, помогают изо всех сил.
– Национальную социальную инициативу стали внедрять поэтапно еще в 2020 году по поручению президента России Владимира Путина, – говорит Евгений Никонов, зампред правительства края по соцвопросам. – И мы сразу активно в нее включились. В крае создан совет по качеству жизни, который возглавил губернатор. И мы будем продолжать эту работу, чтобы в учреждениях стало уютнее, люди получали услуги быстро и в комфорте! Мы изучаем потребности клиентов, это помогло нам, во-первых, сократить срок принятия решения о выдаче на краевой маткапитал в полтора раза – теперь лишь до 10 рабочих дней со дня подачи заявления. Во-вторых, реализовать на региональном портале Госуслуг(www.uslugi27) сервис по заказу и выдаче справок, предоставляемых органами социальной защиты!
Что ж, в крае следуют призыву главы государства. «Подход здесь должен быть предельно понятным: нужно решительно убирать бессмысленные требования, необоснованные, забюрокраченные до бесконечности процедуры, абсурдные нормы и правила, избавляться от всего, что изматывает, а подчас, надо сказать откровенно, подчас даже унижает людей, демонстрируют коллективы, демонтируют коллективы социальных учреждений и демотивируют их — демонтируют в таком, профессиональном смысле. Снижают эффективность и качество их труда», – говорил в ходе обсуждения НСИ Владимир Владимирович Путин. И внедрение единого соцстандарта призвано заметно повысить градус дружелюбности у нас в регионе.
Антон Хмель