«Безопасные качественные дороги» растут в регионе
В нашем крае пятый год подряд ведутся работы по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», инициированному президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. И регион успешно идет в этом направлении, ежегодно опережая темпы ремонтов. И дальше объемы будут только увеличиваться, обещают краевые власти.
Главная цель курса Владимира Владимировича Путина – повысить качество жизни людей. И достичь ее быстрее можно за счет участия регионов в федеральных программах, предполагающих дополнительное финансирование. И в крае этим активно пользуются. Как отмечают эксперты отрасли, каждый год регион становится все краше за счет строительства новых дорог, общественных пространств, мест отдыха.
Итак, на территории региона к реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги», запущенного по инициативе президента России Владимира Путина, приступили в 2019 году. В план работ вошли дорожные сети Хабаровского района и городов Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. В первый год в порядок удалось привести первые 111 объектов, это городские автомагистрали и дороги регионального значения общей протяженностью более 199 километров. Из федерального бюджета край на дорожный ремонт получил рекордное финансирование, на общую сумму 2,3 млрд рублей. Из масштабных проектов за 2019 год можно выделить дорогу от Комсомольска-на-Амуре до поселка Березовый, которая прежде вызывала много нареканий у местных жителей.
А уже на следующий, 2020-й год, как сообщали в министерстве транспорта и дорожного хозяйства края, дорожникам удалось перевыполнить план на 33%. В нормативное состояние приведены 200 км дорог, вместо планируемых 150. Наиболее масштабные работы прошли тогда на улицах Шелеста и Краснореченской. Объем финансирования дорожных работ в тот год составил свыше трех миллиардов рублей, из них федеральное финансирование – 1,1 млрд, из краевого бюджета – 1,7 млрд и 232 млн – средства муниципалитетов.
В 2021-м по нацпроекту в крае отремонтировали еще 126 километров дорог. Общий объем финансирования мероприятий нацпроекта в регионе составил 2,42 млрд рублей из бюджетов всех уровней. А в прошлом году в регионе дорожники трудились на 135 участках общей протяженностью
94 километра. В Хабаровске самым значимым объектом стал Проспект имени 60-летия Октября – от улицы Суворова до Аэродромной. И в этот раз удалось сработать на опережение и отремонтировать сразу шесть объектов.
– Развитие дорожно-транспортной отрасли для Хабаровского края, с учетом его обширной географии, является одним из ключевых вопросов. В направлении ремонта дорог здорово помогает нацпроект «Безопасные качественные дороги», реализация которого идет по инициативе президента страны, – отмечает Николай Вайтишенюк, первый замначальника КГКУ «Хабаровскуправтодор».
Так, в уходящем году отремонтирован 161 объект улично-дорожной сети и дорог регионального значения общей протяженностью более 105 км. Из них в краевой столице выполнен ремонт чуть более 30 км (48 объектов), а в Комсомольске-на-Амуре – 34,16 км (43 объекта).
Помимо самих дорог, второй год подряд в крае особое внимание уделяется масштабной работе по приведению в нормативное состояние мостовых сооружений на дорогах регионального и межмуниципального значения.
– Из всего того, что мы выполнили в этом году, основной упор был взят на искусственные сооружения, – говорит Николай Вайтишенюк. – Так, в 2023 году отремонтировали 39 мостов, из них 11 мостов капитального типа (железобетонные). Хочу отметить, что с прошлого года мы приступили к замене деревянных мостов на металлические гофрированные трубы. Это относительно новый опыт для нашего учреждения, реализовать который удается вполне успешно!
Например, раньше на автодороге Селихино – Николаевск-на-Амуре, входящей в опорную сеть дорог края, были деревянные мосты, которые из-за большой интенсивности движения, в том числе, большегрузного транспорта, быстро приходили в негодность. В связи с этим принято решение в рамках капремонта переустроить старые однопролетные мостовые сооружения на металлические гофрированные трубы.
Для сравнения: гарантийный срок службы металлических гофрированных труб составляет восемь лет. Тогда как деревянные мосты, с учетом интенсивности большегрузного автотрафика приходили в негодность уже через два-три года эксплуатации.
– Необходимость участия в программе по ремонту искусственных сооружений назрела, – объясняет Николай Вайтишенюк. – Потому что в нашем крае достаточно много деревянных мостов, построенных очень давно, состояние у них было предаварийное, у некоторых аварийное. И, чтобы не прерывать движение по основным артериям опорной сети дорог, и было решено использовать металлические гофрированные трубы.
Что же касается самой трассы Селихино – Николаевск-на-Амуре, являющейся одной из основных в крае, то в этом году там отремонтированы 20-километровый участок в Комсомольском районе и 15-километровый участок в Ульчском районе. В следующем году КГКУ «Хабаровскуправтодор» ремонт и капремонт дороги собирается продолжить.
Помимо этой дороги, большой упор в этом году в краевом «Автодоре» сделали на ремонт дорог Советско-Гаванского и Ванинского районов, отремонтировали семь мостовых переходов на автодороге Советская Гавань – Ванино. И, если раньше из одного пункта в другой по аварийной дороге можно было доехать только за час-полтора, то сейчас жители тратят на дорогу около получаса.
Регион пять лет активно участвует в нацпроекте «Безопасные качественные дороги», инициированном Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным. По итогам работ, выполненных за это время в Хабаровском крае, отремонтирован и реконструирован 741 километр дорог.
Большая доля работ пришлась на Хабаровск – это 48 объектов общей протяженностью более 30 километров. Стоимость составила почти 1,3 млрд рублей. Самым крупным и сложным объектом стала улица Тихоокеанская в краевом центре, ее состояние уже давно требовало вмешательства дорожных служб.
Реконструкция одной главных артерий города велась в несколько этапов и продлилась почти два года. Объем работы большой – 3,3 километра оживленной автотрассы и сопутствующая инфраструктурная сеть. Помимо нового дорожного полотна и расширения самой магистрали до четырех полос, тут установили более 400 дорожных знаков и четыре новых светофора, проложили тротуары, обновили остановочные павильоны. Удобно теперь и водителям, и пешеходам, полагают эксперты.
Также в план на этот год попала дорожная сеть Комсомольска-на-Амуре, здесь отремонтировали 34 километра дорог. В Хабаровском районе дорожные работы проходили на участках автодорог Село Некрасовка – село Вишнёвка, восемь километров федеральной трассы «Восток» – п. им. Горького», село Дружба – село Некрасовка, девять километров автодороги с.Матвеевка – с.Константиновка— с.Заозерное, также в селах Ильинка, Ракитное, Матвеевка, Тополево, Бычиха, Осиновая Речка, Калинка, Дружба, Восточное, Сосновка, Корсаково-1, Смирновка, Восход, Чистополье и в поселке Хехцир.
Дорожная сеть Хабаровского края – одна из самых протяженных среди регионов, участвующих в нацпроекте «БКД». Но, несмотря на такие масштабы, наш регион уже третий год подряд завершает работы досрочно и даже начинает работы на объектах будущих периодов.
Так, в нынешнем году в новый асфальт уже «одели» десяток автомагистралей, ремонт которых был запланирован только на будущий, 2024-й год. По словам начальника отдела развития жилищно-коммунальной и дорожной инфраструктуры комитета по обеспечению жизнедеятельности населения администрации Хабаровского района Сергея Наумова, из 23 участков дорог, запланированных на 2024 год, общей протяженностью 10,5 километра, почти половину дорожники закончат уже в нынешнем году. Ремонт автотрасс уже начался в селах Тополево, Восточное, Мирное и Сосновка.
Успехи края по реализации проекта замечают и на федеральном уровне. Не так давно зампред правительства РФ, куратор нацпроекта Марат Хуснуллин вручил главе Хабаровского края Михаилу Дегтярёву диплом – за достижение наилучших показателей.
– Михаил Владимирович имеет одну из самых распространенных дорожных сетей. Не в самом хорошем состоянии ему все это досталось. И концессия, про которую я говорил, не им сделана концессия, но он героически борется, и вот смотрю, в этом году сделан рекордный объем дорог, – указал Марат Хуснуллин. – Спасибо за работу. Молодцы!
В рамках реализации нацпроекта «Безопасные качественные дороги» в 2023 году выполнен ремонт 161 объекта улично-дорожной сети и дорог регионального значения протяженностью более 105 км на общую сумму более 4,7 млрд руб.
В следующем году план по нацпроекту в крае увеличили, и за федеральный счет здесь у нас должны отремонтировать уже 144 километра магистралей, включая Хабаровск, Комсомольск-на-Амуре, Хабаровский район. Продолжится и реконструкция мостов – их планируется за год обновить 22 штуки.
Начиная с 2025 года, проект «Безопасные и качественные дороги» будет расширяться, отметили в краевом министерстве транспорта и дорожного хозяйства края. К нему присоединится Амурская агломерация с общей протяжностью сети 56 километров и Советско-Гаванская, где в план войдет 80,3 км дорожных сетей.
Сроки реализации нацпроекта «БКД» в российском правительстве решили продлить и далее – до 2030 года. А ведь еще три-четыре года назад трудно было представить себе, как изменится наш край к этому моменту. По мнению экспертов, за это, сравнительно небольшое время властям региона благодаря поддержке Владимира Владимировича Путина и правительства РФ удалось сделать многое – начать расселение и снос аварийного жилья, инициировать масштабные программы благоустройства городских и сельских территорий, озаботиться вопросом создания и развития жилищно-коммунальной инфраструктуры. Как подчеркивает Михаил Дегтярёв, главная задача нацпроекта – повышение качества жизни населения путем создания надежной, современной и комфортной транспортной инфраструктуры.
Виктория Андреева