Почему Николая Цепаева зовут дедушкой и небесным Айболитом
Гением малой авиации называют Николая Цепаева в компании «Хабавиа», где он трудится начальником смены цеха технического обслуживания воздушных судов. Это один из тех редких специалистов, кто может разобраться с самыми серьезными дефектами авиадвигателей. Коллеги ласково называют его дедушкой. В этом году опытный авиамеханик отметил двойной юбилей: 75 лет, из которых 55 он провел на летном поле. А в следующем году, надеемся, отметит с супругой золотую свадьбу!
Интересно, что в авиацию Николай Цепаев попал совершенно случайно, и виной тому… лесные пожары. В юности мечтал связать жизнь с морем, планировал поступить в мореходку на Камчатке. Но в день, когда юный Коля должен был вылетать в Хабаровск, а после на Камчатку – сдавать экзамены, в селе имени Полины Осипенко, откуда он родом, была сильная задымленность от пожаров.
Самолет был тогда единственной возможностью выбраться из отдаленного поселка. Улететь не получилось, но поступать после школы все равно нужно куда-то. На глаза попалось объявление в газете, что на механическом факультете сельхозтехникума в Биробиджане – недобор. Туда и поехал. А в ноябре пришла повестка в армию.
Найти своё место
– Военком спросил, где желаю служить. Сказал, что хочу в артиллерию, как мой отец! Он на меня так посмотрел, улыбнулся и сказал: «У вас 10 классов образования, пойдете в авиацию». Отправили меня на учебу в Совгавань, в школу младших авиационных специалистов, а там зачисли в группу авиамехаников. После можно было выбрать, куда идти служить. И я поехал в Переяславку, на военный аэродром, – вспоминает Николай Владимирович.
Отслужил там два года, заработал звание «Лучший авиамеханик полка», а когда из армии вернулся, был конец декабря, поступать куда-то уже поздно.
– Решил, поработаю пока в аэропорту, а там видно будет. Так до сих пор тут и тружусь, – улыбается он.
У четы Цепаевых родилось двое детей. И они тоже связали свою жизнь с авиацией. Сын работает вместе с отцом начальником смены в хабаровском аэропорту, а дочь – в наземной службе воздушной гавани.
Учиться Николай Цепаев все же пошел. Окончил авиаучилище в Иркутске, а после, по совету преподавателей, которые очень ценили смышленого парня, поступил в Киевский институт гражданской авиации. Все это время продолжал работать в хабаровском аэропорту – набирался опыта, рос в разрядах, изучал разные модели самолеты.
К тому времени, как окончил вуз, у молодого авиамеханика уже был шестой разряд. Его, как самого опытного, назначили инженером, а потом и начальником смены цеха техобслуживания воздушных судов. С тех пор он занимает эту должность, вот уже 55 лет. А вот от кабинетной работы, даже несмотря на почетный возраст, Цепаев отказывается.
– Предлагали должности повыше. Но начальником в кабинетах высоких сидеть не хочу. Я люблю с техникой работать: она меня понимает, я ее понимаю, – объясняет авиамеханик. – Здесь чувствую себя на своем месте!
Эти глаза напротив
Однолюбом Николай Владимирович оказался не только в работе, но и в жизни. Со своей женой они вместе уже 49 лет. В следующем ноябре будут праздновать золотую свадьбу. И ноябрь 1974-го, когда встретил свою любимую, помнит как сейчас.
– Поехал в гости к родственникам в Киров. Зашел в ЦУМ и увидел ее – беленькая, стройная, а глаза какие красивые! И я пропал! Она работала в отделе парфюмерии до восьми вечера. Дождался окончания рабочего дня и предложил проводить ее до дому. Но в тот вечер она куда-то шла с подругой. Тогда я пришел на следующий день. Так завязалась дружба, – с улыбкой вспоминает Николай Владимирович. – Целый год мы переписывались, потом я планировал приехать, но по семейным обстоятельствам не получилось...
Только спустя два года они снова смогли встретиться. Тут уже свою судьбу Николай Цепаев не упустил, договорился через родственников о регистрации в загсе, сыграли свадьбу. И уже в качестве жены увез белокурую красавицу на Дальний Восток.
У четы Цепаевых родилось двое детей. И они тоже связали свою жизнь с авиацией. Сын работает вместе с отцом начальником смены в хабаровском аэропорту, а дочь – в наземной службе воздушной гавани.
Гений техники
О самолетах Николай Владимирович может говорить часами. Сыплет терминами и поясняет причины и технические детали поломок, в которых несведущему человеку разобраться сложно. И глаза горят так, как будто он пересказывает захватывающий детектив.
– … вдруг перестала работать система ПРТ – предельный регулятор температуры в авиадвигателе! А без такой системы с подъемом на высоту повышается расход топлива – двигатель можно спалить, – увлеченно объясняет Николай Цепаев, и тут же вскакивает и показывает причины неполадок на схемах.
Целью государственной семейной политики на период до 2025 года является содействие укреплению и развитию института семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьей ее функций, повышение качества жизни семей, обеспечение прав семьи в процессе ее общественного развития.
Они, словно географические карты, развешаны по стенам его небольшого кабинета, который расположен прямо на летном поле. И кажется, что он вслепую сможет найти любую деталь в сложном летательном механизме. А авиамеханик продолжает дальше рассказывать истории из своей практики. Их за полвека набралось немало.
– К Охотску подлетал самолет, и заглох правый двигатель, на проверку послали меня и моего коллегу. Мы провели осмотр, сняли средства объективного контроля, там записываются все параметры. На земле опробовали – все нормально работает, никаких отклонений. Аппаратуру сдали в лабораторию, тоже замечаний нет.
Комиссия приняла решение: отправить самолет в Хабаровск вместе с пассажирами. Мы с коллегой настояли, что самолет должен лететь без людей, полетели сами. Как чувствовали, что в пути заглохнет правый двигатель. И тут мне стало ясно, что дело именно в высоте! Но комиссия не сразу поверила нам. Тогда мы с напарником создали имитацию высоты полета и доказали, что наши догадки верны. Оказалось, заржавела одна из пружин в топливной системе. Двигатели тогда заменили.
Страшно представить, что могло бы произойти, если бы не настоял тогда Цепаев на дополнительной проверке. Но о плохом Николай Владимирович старается не говорить, объясняет, что просто свою работу нужно выполнять по совести.
– Именно благодаря таким гениям авиатехники, как Цепаев, наши самолеты поддерживаются в исправном состоянии, – так отзываются о нем в «Хабавиа». – Он один из тех, кто разбирается с самыми серьезными дефектами авиадвигателей и систем. При необходимости, как доктор Айболит, летит туда, где самолет ожидает его «лечения». В июле, скажем, летал в Охотск, в августе – в Николаевск.
Это потом, когда неисправность устранена, кажется все просто и понятно. А когда идет анализ и поиск причины, разобраться сходу непросто. Но Цепаеву и его коллегам удается справиться с задачей порой за час. И самолет может лететь дальше.
Через его руки проходили Ил-14, Як-40, Ан-24/26 и L-410. Свои знания передает молодым авиатехникам и инженерам. Коллеги по цеху по-доброму и с уважением называют Николая Цепаева дедушкой.
– Ребята сегодня приходят очень талантливые, хорошо обучаемы, относятся серьезно к профессии. С такими приятно работать, – говорит Николай Владимирович. – Помимо знаний в нашем деле есть такой нюанс: нельзя ничего скрывать. Если что-то не получилось обязательно нужно доложить. Сотни человеческих жизней зависят от того, как мы выполним свою работу!
Екатерина Подпенко