Рубрика: Люди

Как работает женщина-участковый в Хабаровске

Екатерину Гуминову в Железнодорожном районе Хабаровска знают многие. Она – участковый уполномоченный Хабаровского отдела полиции №  6. Хулиганы, дебоширы и жулики – это её привычные будни. Накануне сразу двух её профессиональных праздников мы узнали, как она следит за порядком в районе и почему любит свою совсем не женскую работу.

Хабаровчанка Екатерина почему-то с детства хотела носить погоны. Папа военный, мама врач, а дочь мечтает о полиции. После окончания школы поступила в педагогический институт и решила, что пойдет работать в инспекцию по делам несовершеннолетних. Потом, когда проходила медкомиссию в органы, девушке предложили место в отделе дознания. Начинать надо было с чего-то, согласилась. И там она поняла – работа в правоохранительных органах это действительно ее. Но при «кабинетной» работе «движухи» всё-таки немного не хватало.

– Мои ожидания почти совпали с реальностью. Мне рассказывали, что в полиции непросто, поэтому специфику я понимала, когда шла. Да и муж, он тоже полицейский, охотно делился впечатлениям. Мне понравилось, но кабинетная работа оказалась не для меня. Хотелось больше движения, событий, поэтому, когда предложили, не раздумывая, перешла в участковые, – рассказывает старший участковый уполномоченный полиции отдела участковых уполномоченных полиции и по делам несовершеннолетних отдела полиции №  6 УМВД России по г. Хабаровску майор Екатерина Гуминова. – Привлекла свобода. Тут с людьми больше общаешься, больше суеты – выезды, обходы, профилактические беседы. Скучать не приходится. Участковый – это же универсальный солдат, он все должен уметь – составлять протоколы, материалы на раскрытие дел собирать, дебошира успокаивать, бдительных старушек выслушивать. Мы – главное связующее звено между полицией и населением.

Лавочки  как элемент профилактики

Здесь, «на земле», как говорят сотрудники, Екатерина попала в самую гущу жизни. Тихие алкоголики и семейные «боксеры», бдительные старушки и доверчивые горожане, жулики и постоянно ссорящиеся соседи... По долгу службы общаться приходится со всеми.  Участок, вверенный ей, оказался непростым – часть железнодорожного района, рядом автовокзал, железная дорога, больница, крупный торговый центр и частный сектор. Более 10 тысяч человек под присмотром участкового. Многие ее знают в лицо, а алкаши уважительно называют по отчеству – Владимировной. Машина ей, как сотруднику, полагается, но по своему участку женщина ходит пешком. Так надежнее. 

– Пока иду, туда посмотрю, тут что-то замечу, по пути кто-то что-то расскажет. Так и собирается информация. Но ходить приходится много. В день, бывает, раз пять приходится пройтись от пограниститута до автовокзала и  обратно. 

Одни из главных «агентов» полицейских – бабушки. Поколения меняются, а пенсионерки у подъездов остаются. 

– Жаль только, лавочки убрали. А так было удобно – они сидят там, все видят, слышат, про всех знают и охотно делятся информацией. Сейчас они гуляют по округе и уже не так информированы. Но все равно, они очень бдительны и часто помогают нам, – говорит Екатерина.

Сразу два профессиональных праздника отмечают в ноябре российские полицейские:
 
10 ноября – День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации 

17 ноября – День участковых уполномоченных полиции России 

Работа участкового делится на бумажную и в «полях» с населением. День начинается с мониторинга происшествий за ночь. И часто  в сводках встречаются знакомые лица.

– Дерутся, шумят, буянят, как правило, одни и те же. Мы все их уже знаем, даже номера телефонов наизусть помним. Ко многим стабильно, раз в неделю ходишь, прижучишь, он неделю держится. А потом опять встречаешь знакомую фамилию в сводках. Такая «веселая» жизнь у людей, – рассказывает участковый. 

Если на других участках большая часть жалоб – это бытовые разборки, то на «земле» Екатерины – кражи.

– Рядом «Самбери». И дня не проходит, чтобы туда не вызвали. Обычно это мелкие воришки. Почему-то люди думают, что за ними никто не следит, хотя там везде камеры. Конфеты, шоколад прочую мелочь в карманы засунут, и на выход. А потом говорят: «Мы забыли». Бывает, что действительно случайно такое происходит, мама с детьми, например, пришла за покупками, дети невзначай что-то засунули в сумку. Смотрим по камерам. А на автовокзале докучают цыгане. Объясняем людям – не подходите к ним, не разговаривайте. Но нет, они сами деньги им отдадут, жалко, говорят, стало, там ведь и дети маленькие с ними. А потом приходят заявление писать, что их обманули. Вот еще пивнушку на районе открыли. Ох, и жалоб оттуда приходит! То драки, то скандалы.  А вчера был неординарный случай в железнодорожной больнице. Она тоже в наших границах. Там поссорились медсестры, не поделили бинты и вату, да так разругались, что пришлось полицию вызвать и мирить их.

Где моя индоутка?

Бывают и курьезы, обычно это соседские распри. И не только жалобы на шум или курение в подъезде. Иногда случаются ситуации посерьезней. Поступило как-то к Екатерине Владимировне заявление от горожанина – его сосед ходит в туалет прямо на грядки. Живут оба в частном секторе. Дом заявителя  двухэтажный и ему все видно. Примите меры! Участковый отправилась к соседу, узнать, как такое могло случиться. А тот отвечает мол, так удобряю грядки и вообще, моя собственность – что хочу, то и делаю. Пусть сосед не смотрит. Пришлось тогда проявить всевозможные чудеса дипломатии и объяснить «аграрию», что есть другие способы, более приличные. Подействовало.

– А летом пришел мужчина с жалобой – потерял индоутку, птица дорогая, 2500 рублей стоит. Он решил, что ее украл сосед. Пошли с ним на место происшествия. Спрашиваю: «Пересчитали всех? Может где-то в кустах нестись начала?». Говорит, все оглядел, нет утки и все тут. Начали вместе осматривать курятник, обошли участок, залезли во все кусты. В итоге – нашли! Спряталась красавица в высокой траве, а сосед оказался ни при чем, – рассказывает наша собеседница. 

Обычно участковый работает один, но порой случаются такие вызовы, что в одиночку идти страшно. Просят помощь у коллег или вызывают наряд. 

– У нас тут на «больничке» (район улицы Больничной – прим. ред.) подопьют и начинают друг на друга с ножами кидаться. Тогда на подмогу взываем наряд ППС, – продолжает Екатерина. – Но если иду к постоянным «клиентам», то не страшно. Они, в каком бы состоянии не были, как я приду, поднимают глаза и говорят: «О, Владимировна! Ты пришла!». И накал страстей падает.

Но бывали в практике женщины и по-настоящему опасные ситуации, когда не пострадала только чудом.

–Приехала на вызов, а там психически больной мужчина метра два ростом. У него, как потом оказалось, шизофрения. Он выпил алкоголь, схватил огромный нож и стал бросаться на окружающих. Я даже не успела достать оружие, когда он кинулся в мою сторону. Все, что пришло в голову – заскочить ванну и закрыться. Пока он вышибал дверь, я успела по телефону вызвать подмогу. Приехала психбригада, наряд полиции, его усмирили, все обошлось, – вспоминает она.  – Увы, это не редкость. И такие случаи были у всех участковых, кто работает с населением. Люди на участке разные, одни предлагают чай, а другие озлоблены на весь мир, к таким одному страшно ходить.

Но, признается женщина, даже после таких происшествий сменить место работы желания не возникало. Говорит, прикипела душой, втянулась так, что обратно не вытащить.

– Те, кто долго работает на участках – своеобразные фанаты своей работы. Для нас это образ жизни, – говорит Екатерина, – Хотя таких немного, обычно в участковых не задерживаются. Бывает и месяца не проходит, как просят перевести на другую должность.

Действительно, специфика деятельности участкового сильно отличается от привычного графика «от девяти до шести». Могут позвонить и днем, и ночью, и в выходные, и в праздники – он всегда должен быть готов к несению службы. Не каждый выдержит. Но в семье Екатерины к такой занятости мамы относятся спокойно. Старший сын тоже хотел стать полицейский. Но, повзрослев, решил, что выберет другую работу, где праздники и выходные можно проводить дома. Младший над будущей профессией еще раздумывает.

А муж Екатерины, как бывший полицейский, прекрасно понимает, почему жена в очередной раз задержалась на работе или в свой выходной вдруг сорвалась на вызов. Он знает, что участковый инспектор Гуминова свою работу на «земле» ни за что не променяет на кабинетную, по ее мнению, более скучную. Ежедневные вызовы, разрешения конфликтов, приводы, задержания – будни, которые она любит. Ведь, так или иначе, участковый Екатерина Гуминова помогает людям стать чуточку лучше.

Екатерина Подпенко. Фото автора