Хабаровчанка рассказала, как работала демонстратором одежды
Из глухого поселка на окраине Хабаровского края на подиум – такой крутой поворот судьбы выпал хабаровчанке Таисии Чак. В конце прошлого столетия она работала манекенщицей в Хабаровском доме моделей. Сегодня она по-прежнему отлично разбирается в моде и всегда следит за внешним видом.
С Таисией мы познакомились в центре по работе с населением «Исток», сюда пенсионерка часто приходит на вечеринки и тематические праздники. Всегда с макияжем и прической, одета «с иголочки». Выглядеть «на все сто» – это профессиональное, признается женщина.
Родилась будущая звезда хабаровского подиума в большой семье рыбака в маленьком посёлке под Ванино. Кроме неё в семье было ещё пятеро детей.
– Мама умерла рано, папа женился на другой женщине, у неё тоже было трое детей. Вскоре не стало и папы. И мачеха всю нашу ораву отправила по интернатам. Мне тогда уже 14 исполнилось, поэтому отослали в училище. Там я и жила, училась на маляра, – вспоминает наша собеседница.
Через два года учёба закончилась, и пришлось начинать свою, уже взрослую самостоятельную жизнь. Будущая манекенщица вспоминает, как устроилась тогда на завод, чтобы получить хоть какой-то угол. Ведь жить надо было где-то, назад в отчий дом дороги уже не было. А через пару лет Таисия повстречала там своего будущего мужа. Он увез её в Хабаровск, вскоре у пары родилась дочь. Супруг настоял, чтобы жена не работала, занималась домом и малышкой.
А в 40 лет судьба в жизни хабаровчанки сделала удивительный поворот – наша героиня неожиданно для себя стала манекенщицей Хабаровского дома моделей. Совсем случайно. На статную, красивую женщину обратила внимание одна из руководителей.
– Это было в самом начале 80-х. Я в ювелирном магазине, что был неподалёку от площади Ленина, выбирала себе кольцо. Ко мне подошла женщина, красиво одетая, ухоженная и говорит: «А вы не хотели бы попробовать поучаствовать в показе мод?». Я так удивилась, стало интересно, ну, и согласилась, – вспоминает Таисия Николаевна. – Пришла в назначенный день в Дом моделей. Он раньше располагался там же – на площади Ленина.
Будущую модель сразу поставили на подиум, посмотрели, как она чувствует себя на сцене, как двигается, как стоит на каблуках. И сразу приняли.
– Я на каблуках с 16 лет хожу. Чувствую себя в них свободно. Носила туфли на шпильках до 75 лет, вот только последние два года сменила на каблучок поменьше, уже стало сложно, – говорит женщина. – Всегда модницей была, любила красиво одеться, накраситься. Наверное, поэтому у меня и получилось.
Муж Таисии сначала был против, чтобы красавица-жена ходила по подиуму под пристальным взором сотен глаз. Но женщина настояла на своем. Дочь к тому времени уже выросла, поступила в институт, ничего не мешало попробовать себя в новой роли.
Таисию взяли показывать модели для полных. Она одна была в этой категории и такая взрослая. В основном работала молодёжь. Дом моделей делал разработки для фабрик по всему краю. На большом и малом художественных советах смотрели, утверждали для выпуска или отправляли на доработку.
Модели были для обычной повседневной жизни – плащи, костюмы, юбки. Отдельно создавали коллекции для показов. С ней выезжали в разные учреждения – больницы, воинские части. Даже в Китай ездили, тогда в КНР легкая промышленность ещё развивалась, и наша одежда пользовалась там хорошим спросом.
– В мои задачи входило не только красиво ходить по подиуму, но и присутствовать на примерках, чтобы конструкторы одежды могли разрабатывать удобные лекала, – рассказывает бывшая манекенщица. – У меня до сих пор остались некоторые вещи из тех, что я показывала на подиуме. Нам разрешали, если наряд приглянулся, взять себе.
По словам Таисии, каких-либо особых секретов красоты у тогдашних моделей не было. Из макияжа лишь тушь, помада и немного румян. Правда, губы, разрешалось иногда накрасить поярче. Но никаких наращенных ресниц, длинных ногтей и уж тем более увеличенных губ, тогда об этом даже не знали. Каждый образ утверждал художественный совет и приветствовалась скромность.
В середине девяностых, когда в страну хлынули товары из-за рубежа, а местные фабрики одна за другой начали закрываться, над Домом моделей тоже нависла угроза ликвидации. Тогда Таисия ушла из профессии. Но дома сидеть женщине уже не хотелось. А с работой в то время было туго, трудности испытывали даже люди с несколькими специальностями.
– Рабочего стажа мало, а возраст близился к пенсионному, поэтому я решила куда-то устроится, – вспоминает наша собеседница. – Хотя муж настаивал, чтобы я сидела дома, занималась внуком. Но я работы не боюсь, жизнь научила. И пошла на центральный рынок, говорили – там всегда люди нужны. Только сразу поняла: торговля это не моё. Красивые вещи я умею носить, а продавать, увы, нет. Тогда устроилась дворником. У нас там даже профессора и доктора наук работали.
К таким карьерным зигзагам в своей жизни хабаровчанка относится философски – говорит, что зато теперь умеет элегантно выглядеть не только в красивой одежде, но и в обычной телогрейке. Ведь для женщины, уверена она, важно всегда оставаться женщиной в любом возрасте и в любой профессии.
– Тогда было модно ходить «по веревочке», сейчас покажу! – Таисия лихо вскакивает и проходится летящей походкой, несмотря на все свои семь десятков лет с «хвостиком». Годы работы на подиуме оставили свой след – благородную осанку и лёгкую поступь Таисия сохранила на всю жизнь. Как и любовь к стильной одежде. – Конечно, нужно следить за собой не смотря на возраст. Мы же красивые женщины. Все! Я обращаю внимание, как выглядят другие, видимо, профессиональное. Так бывает обидно, когда вижу своих сверстниц, которые забросили себя, считают уже раз возраст, то зачем наряжаться, подбирать одежду. А это нужно. Обязательно нужно!
Екатерина Подпенко Фото из архива Таисии Чак