Рубрика: Люди

Регионального этап Всероссийского конкурса «Лучший водитель такси в России – 2023» состоялся в Хабаровске. За звание самого-самого поборолись 14 мужчин и две девушки. У водителей проверяли знания города, а плавность вождения оценивали стаканом воды на крыше авто.

Показать свое мастерство вождения хабаровские таксисты собрались на автодроме Хабаровского автомеханического колледжа. Именно здесь прошел региональный этап всероссийского конкурса на звание лучшего таксиста. Принять участие мог любой желающий водитель такси. Заявок, как отмечают организаторы, поступило  более 70, но предварительный отбор прошли немногие. 

Помимо водительского удостоверения с категорией «В» и стажа вождения от трех лет, одним из главных требований было наличие действующего разрешения на перевозки пассажиров. Еще одно обязательное условие – отсутствие нарушений ПДД в текущем году. Кстати, именно на этом пункте и отсеялось большинство желающих. В результате на конкурс были допущены 16 участников, среди которых были две женщины-водителя. 

У хабаровчанки Ольги стаж работы в такси солидный – более 10 лет. Таким мог похвастаться далеко не каждый мужчина-участник. За баранку она, врач по образованию, села после нескольких лет работы в медучреждении. Говорит, так сложились жизненные обстоятельства. Но о том, что когда-то так круто изменила свою жизнь, не жалела ни разу. Работа в такси, по словам женщины, принесла ей больше свободы.

– Раньше шла в восемь утра на работу и в голове только негативные мысли. А сейчас для меня встать в четвре утра, чтобы забрать клиента из аэропорта проще простого, – смеется женщина. – Работа мне нравится, свободный график и много общения. Пассажиры бывают разные, но многие, когда видят девушку за рулем, улыбаются. Мне кажется, мы уже уходим от стереотипа, что женщина за рулем – это что-то опасное. 

Ее коллега  Людмила работает в такси в свободное время, хобби такое  у женщины. 

Прежде чем приступить к практическим заданиям, участники проходили теоретические испытания. И это не только традиционные правила ПДД, в тестах были вопросы на знание таксомоторного законодательства, основ оказания первой медицинской помощи и даже вопросы по истории такси и на знание города и края. 

Конечно, современным водителям в эпоху электронных карт и навигаторов необязательно держать в памяти, где находится тот или иной адрес. Но, тем не менее, профессия обязывает знать расположение городских улиц и основных достопримечательностей. Некоторые вопросы попадались очень заковыристые. Например, какого цвета были машины такси во время Олимпиады в Москве? Или где в Хабаровском крае находится уменьшенная копия памятника рабочему и колхознице?

Для практики таксистам приготовили автомобиль марки «Приус». Несмотря на то, что это одна из самых популярных авто среди хабаровских водителей, многие участники конкурса за рулем такой ни разу ни сидели. Поэтому прежде чем приступить к заданию, каждому дали время настроить  авто «под себя»: зеркала, кресло, проверить ручник, постараться за несколько минут «прочувствовать» машину, понять, как она ездит, насколько резко или плавно трогается.

– У меня Тойота Рактис и руль слева, тут было очень непривычно. Не сразу разобрался, как она заводится, в ней нет привычного мне ключа. И педали «идут» более мягко. Пока разбирался, потерял драгоценное время и забыл выполнить один элемент. Обидно, – рассказал о своих впечатлениях самый старший участник конкурса 60-летний Юрий.

Изюминкой этого испытания стал граненый стакан с водой, который устанавливали на крышу автомобиля. Задача – выполнить все упражнения, расплескав как можно меньше жидкости. А если стакан упадет, участник получает штрафные балы. 

Для чего он нужен? Чтобы оценить плавность вождения. От этого зависит, как чувствует пассажир себя в салоне авто. Комфортно ли ему, или хочется сказать во время поездки: «Аккуратнее, не дрова везешь!». Сильный ветер, который выдался в этот день, усложнил задачу шоферам.

– Профессиональное мастерство водителей оценивалось на основе правильно выполненных фигур маневрирования – чем больше жидкости в стакане водители довозили до финиша, тем больше баллов получали, – рассказал организатор конкурса, руководитель проекта «Лучший водитель такси в России» Кирилл Казанин. 

И вот судья дает отмашку, время пошло. На все у каждого около пяти минут.  Водитель должен достать из багажника детское сиденье, установить его в салоне. Потом на крышу авто (в специально определенное для этого место) установить стакан и в путь. За выполнением каждого пункта внимательно наблюдала судейская комиссия, начисляя определенное количество баллов. 

Профессиональное мастерство оценивали на основе правильно выполненных фигур маневрирования. Среди упражнений – заезд в гараж, змейка задним и передним ходом, повороты под 90 градусов задним и передним ходом, а также парковка под 90 градусов. 

Все оказалось не так просто даже для водителей с большим стажем. Одни забывали выполнить задание, другие то и дело сбивали стойки, а кто-то и все получил «красную карточку» даже не приступив к заезду, только потому, что забыл пристегнуться.

– Мышечная память сработала – я пристегиваюсь всегда после того как тронусь. А тут надо было это сделать до. Меня сразу дисквалифицировали. Все строго, как на экзамене в ГАИ, – сетует один из участников.

Со стаканом тоже оказалось все не просто. Несколько таксистов уронили емкость во время движения. Не расплескать воду в своем стакане удалось тоже далеко не многим. 

В результате конкурсная комиссия присудила «золото» Виктору Маханькову. Он успешно выполнил все маневры, почти не расплескав воду в стакане, а также правильно ответил на большинство теоретических вопросов. Теперь хабаровчанин будет представлять край во всероссийском этапе конкурса, где поборется за главный приз – 150 тысяч рублей и новый автомобиль. На втором и третьем местах – Артем Шапошников и Станислав Анисихин.

Екатерина Подпенко
Фото автора