Рубрика: Люди

Три поколения династии хабаровских педагогов

Аж 13 педагогических династий сегодня есть в Хабаровске, сообщили недавно в Минобрнауки края, поделившись статистикой от ассоциации молодых учителей. Нас же в этом перечне очень заинтересовала одна из династий, общий стаж которой достиг уже 173 лет! И мы отправились знакомиться с представителем семейств по фамилии Генрих – Дербина – Суворов.

Как выяснилось, сейчас в этой династии уже пять человек разных поколений. Но, вполне возможно, что это еще не финал! 

Бабушка, сын и невестка

Основателем династии стала Валентина Генрих: она родилась в Орловской области в 1926 году. Окончив Брянский лесохозяйственный институт, с дипломом ученого-лесовода по распределению приехала преподавать в Бурятскую АССР. В 1967-м переехала к нам, в Хабаровский край – в город Вяземский, там работала преподавателем в лесном техникуме, а затем стала заведовать заочным отделением.

По примеру Валентины Яковлевны учителем стал ее старший сын, Сергей Генрих. После окончания Уссурийского пединститута он несколько лет трудился в школах Приморья. В 1978-м Сергей Павлович переехал опять же в Вяземский район. Сначала работал учителем физики в вяземской школе № 3, а с 1979 года и до выхода на заслуженный отдых преподавал информатику, физику, основы жизнедеятельности в школе села Аван.

Чтобы увлечь своих учеников физикой, Генрих создавал приборы для опытов, практических и лабораторных работ. Все собирал своими руками! Как говорит его дочь, Ирина, теперь тоже педагог, хоть она и далека от физики, но эксперименты папы ей всегда нравились.

Бок о бок с Сергеем Павловичем на педагогическом поприще трудилась и его супруга. Наталья Ефимовна преподавала русский язык и литературу. И так сложилось, что у их дочери не было иного пути, как продолжить семейную традицию.

– Когда мне было еще три годика, мы переехали из Приморья к бабушке в Вяземский. Поскольку дом и техникум были в шаговой доступности, а родители работали, я оставалась на бабушкином попечении. Она часто брала меня с собой в техникум. Там я бегала по этажам и коридорам, разглядывала гербарии и срезы деревьев, – вспоминает Ирина Дербина.

Выбор внучки и дочки

И дома часто разговаривали о школе, готовились к урокам и мероприятиям. С трепетом Ирина вспоминает, как в школе у родителей писала мелом на классной доске. Любовь к профессии учителя передавалась не словами, а семейным примером. Необходимо было только определиться с направлением – литература или история. Выбирать Ирине, как сейчас она признается, было трудно: одинаково сильно любила эти предметы. Сделать выбор помогла мама.

– Зная меня, мама сказала, что, когда я приду в школу, литературой буду наслаждаться, а вот русский язык, который не очень люблю, станет моим крестом, – в итоге Ирина выбрала историю.

В 1999 году она окончила исторический факультет Хабаровского педагогического университета, пришла работать кадетскую школу № 1 имени Ушакова. И трудится здесь уже 24 года.

Уроки истории и обществознания проходят всегда увлекательно, говорят ее ученики. К занятиям педагог подходит нестандартно. Например, в форме небольшого опроса она повторяет со своими подопечными исторические периоды и события, раз за разом акцентируя внимание на ключевых моментах. Говорят, школьники на уроках Ирины очень активны, всегда тянут руки для ответа.

Игра, команда и особый подход

– Я стараюсь удивлять ребят, потому что однообразие делает процесс скучным. Есть стандартные контрольные, а есть – своя игра, соревнования, квесты. Я очень люблю групповые формы занятий, когда ученики выполнят какую-то задачу вместе. Так они слушают друг друга, да и от сверстников информация приходит более доступная и понятная. Моя задача в этот момент – поправлять и направлять их. В процессе командной работы каждый выполняет своих роль. Каждый ребенок понимает, насколько важна его задача и как он сам влияет на общий результат, – делится учитель опытом.

Стены кабинета украшены яркими табличками с нужной информацией, чтобы дети быстрее и проще запоминали важные даты. А вот парты в классе расположены нестандартно: три стоят по центру, остальные – огибают их полугкругом. Для удобного и комфортного взаимодействия учеников, объясняет Ирина Дербина.

Один из учеников, Евгений Киберев, говорит, что благодаря интерактивной форме занятий, проводимых педагогом, он легко изучает предмет, запоминает события, исторические даты, имена, на практике разбирается в сложных терминах и усваивает их значение.

Общий трудовой стаж педагогических династий края превысил 20 тысяч лет, это данные исследования, которое провели в регионе представители ассоциации молодых педагогов. В их проекте «Педагогические династии Хабаровского края» на сайте цнппм.рф/dinastii собраны истории и фотоархивы учительских семей. 

– На первом же уроке Ирины Сергеевны я поразилась, как она увлекательно преподает, как хорошо говорит, интересно рассказывает, а еще к каждому ученику относится индивидуально. Даже контрольные у нас проходят интересно, мы их не боимся и выкладываем полученные знания по полной! – уверяет ученица Екатерина Кадетова.

Быть любопытным

Сама Ирина Дербина считает, что любовь к профессии учителя – это еще не все. Главное – в профессии надо быть честным, открытым и искренним. Ведь дети очень тонко чувствуют фальшь, это она усвоила от своих родителей и бабушки.

– Когда начала работать в школе, просто делала, как мои родители. А еще я знаю, что учителю нельзя останавливаться на достигнутом, он всегда должен быть любопытен. Это любопытство передается детям. Любите то, что делаете, и тогда у вас все получится, – делится она своим жизненным кредо.

Следуя ему, Ирина Сергеевна постоянно развивается и для этого пользуется каждой возможностью по максимуму. Участвует в конкурсах, повышает свои профессиональные компетенции. Об этом свидетельствуют награды.

От учеников своих достижений талантливый педагог не прячет. Вот они, все на виду, украшают полку в кабинете. Ирина Дербина – лауреат первого объединенного конкурса «Учитель года Хабаровского края – 2011», участник полуфинала всероссийского конкурса «Учитель будущего» в 2012 году и «Учитель года России – 2012». Дважды, в 2008 и 2012 годах, она побеждала в конкурсе на присуждение денежной премии «Лучший учитель России».

Тяга к конкурсному движению от отца, признается она. В 1991 году Сергей Павлович Генрих стал первым победителем районного конкурса «Учитель года».

Настоящий Суворов!

Выйдя из учительской семьи, Ирина Дербина не просто продолжила семейную династию. Ее супруг, Сергей Суворов, тоже педагог, на ниве просвещения трудится уже 28 лет. Возглавляет школу в селе Восточное Хабаровского района. Педагог и управленец, активный участник федеральных, региональных проектов и конкурсов. Суворов, как и его великий однофамилец, считает: «Тяжело в учении – легко в бою». Заядлый футболист, баскетболист и лыжник, Сергей не успокоится, пока все, кто попадает в его орбиту, не начинают дружить с мячом или гимнастическими снарядами.

В должности директора школы Сергей Александрович тоже командный игрок. Участие школы в проектах Министерства просвещения РФ, краевых проектах, конкурсах – необходимое условие для развития, полагает он. На достигнутом не останавливается, продолжает бросать вызов себе и своей управленческой команде.

Приоритетом государственной семейной политики на современном этапе является утверждение ценности семьи и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, семейного воспитания, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства и поддержания социальной устойчивости каждой семьи. 

В 2019 году восточный Суворов стал участником полуфинала конкурса «Лидеры России» во Владивостоке, в 2021-м участвовал в конкурсе «Флагманы образования. Школы», в 2023-м – «Флагманы образования. Муниципалитеты» в Благовещенске.

Конкурсы многому научили, помогли собрать опыт в систему, провести пробу практик, получить независимую оценку, считает педагог. А к победам Сергей Суворов, как истинный спортсмен, относится философски: не победил – значит, еще есть над чем работать. И вслед за Иммануилом Кантом утверждает: работа – лучший способ наслаждаться жизнью.

Одни из полутора сотен

Таков путь одной из учительских династий региона. А вообще, как сообщили в министерстве образования и науки Хабаровского края, у нас насчитывается 157 педагогических династий. Они имеют общий рабочий стаж более 20 тысяч лет. Солидно, хотя, конечно, гораздо важней, что у каждой из такой династии – своя, неповторимая, история и тысячи воспитанников. Любовь к учительскому труду в таких семьях передается из поколения в поколение.

Как считают в Минобрнауки края, педагогические династии вносят ценный вклад в образовательную среду региона, дополняют ее своим опытом, профессионализмом и мастерством, личным примером вдохновляют учеников на новые свершения. Что ж, мы с этим спорить не будем...

Ксения Файзулина