Как мультфильмы воспитывают юных
Есть ли беспроигрышный вариант занять малыша? Конечно: включить ему мультики! Какого героя он будет любить? Мультяшного. Но всегда ли герои мультфильмов разделяют смыслы и ценности, которые мы стремимся видеть в нашей жизни? К сожалению, нет. Эксперты ресурса Объясняем.рф показывают, как государство строит систему аудиовизуального общения с юными россиянами.
Год спустя в Хабаровске вновь грянет большой праздник:
с 28 сентября по 1 октября пройдет II Международный фестиваль анимационного кино «Анимур» (6+) – единственный на Дальнем Востоке России конкурсный смотр авторской анимации. На четыре дня кинотеатры «Совкино» и «Гигант» совершенно бесплатно станут местом встречи зрителей, авторов, экспертов и представителей анимационной индустрии из России, стран Юго-Восточной Азии и АТР. В рамках фестиваля хабаровчан и гостей города ожидает показ огромного количества анимационных фильмов со всех концов планеты.
Кинопоказы будут отличаться по направленности, тематике и возрастным ограничениям. Ожидаются как мультфильмы, смотреть которые можно всем без исключения, так и контент с пометкой 18+. Впрочем, многих родителей, конечно, в первую очередь интересуют семейная мультипликация.
Посмотреть программу фестиваля «Анимур» (6+), зарегистрироваться на сеансы и другие мероприятия фестиваля можно на сайте animur.ru.
«Анимация – это фундамент образования и воспитания», – уверяет Владимир Путин. По мнению президента, российских анимационных героев хорошо знают зрители далеко за пределами России. «Фиксиков» (0+), Фунтика (0+), «Машу и Медведя»(0+), по-моему, во всем мире смотрят», – перечислил он на встрече с представителями креативной экономики в мае.
В документе по итогам встречи содержится ряд мер, которые призваны повлиять на развитие этой сферы. Одно из таких решений – поручение президента РФ внести в законодательство изменения, предусматривающие полное госфинансирование производства и проката анимационных фильмов для детей и юношества.
Если это будет реализовано, то станет логическим дополнением закона о полном госфинансировании производства и проката национальных художественных фильмов для детей и юношества, подписанного главой государства в апреле. Согласно закону, на полную господдержку могут рассчитывать ленты, предназначенные для детей до 18 лет, которые направлены «на воспитание подрастающего поколения, созданы на основе сценария и соответствуют по тематике и художественно-стилистическому решению физическому, психическому и духовному развитию детей». Государство может финансировать создание и прокат таких кинопроектов в размере 100% их сметной стоимости.
В этом году День российской анимации отмечали в 111-й раз. 8 апреля 1912 года широкая публика впервые увидела официальную анимационную премьеру в России. Это была знаменитая пародийная картина легендарного Владислава Старевича о несчастной любви из жизни насекомых «Прекрасная Люканида»(16+). А самым долгим периодом в истории отечественной мультипликации стал, естественно, советский, когда работали крупные студии «Союзмультфильм» и «Экран».
Особенностями этой мультипликации были большое количество авторской анимации, важность смысловой составляющей, большое количество экспериментов, как в техниках, так и в подаче сюжета. Еще одно отличие – финансирование большого количества авторских работ, малое количество крупных высокобюджетных проектов. Была и цензура, о чем порой забывают нынешние любители всего советского.
Непростые времена для анимации наступили в 90-е годы. К примеру, государственному «Союзмультфильму» порой приходилось отправлять на фестивали телезаставки и рекламные ролики. С другой стороны, в стране образовалась и образуется масса частных анимационных студий, где расцветают самобытные, поистине невиданные прежде школы и направления, появляются те самые новые мультфильмы, которые в отличие от «Союзмультфильма», теперь смотрят десятки миллионов зрителей не только в нашей стран, но и по всему миру.
По словам председателя совета директоров киностудии «Союзмультфильм» Юлианы Слащевой, за последние годы количество студий в стране увеличилось в три раза, ровно в такой же пропорции вырос и объем производимого контента – с 60 до 150 часов в год. Анимация приходит в сферу образования, развлечения, компьютерных игр, становясь кросс-индустриальной отраслью, стимулирующей развитие в смежных областях.
«Такие результаты были бы невозможны без стратегических механизмов государственной поддержки, – считает исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова. – И это в том числе результат конструктивного диалога власти и профессионального сообщества».
«Будет ли мгновенный грандиозный прорыв в создании российской анимации в результате полного госфинансирования? Нет, – считает ведущий режиссер одного из самых успешных отечественных мультсериалов «Смешарики» (0+) Денис Чернов. — Этим шагом государство инвестирует в будущее, так как процесс повышения качества анимации кропотливый и долгосрочный».
Приоритетом государственной семейной политики на современном этапе является утверждение ценности семьи и семейного образа жизни, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций в семейных отношениях, семейного воспитания, создание условий для обеспечения семейного благополучия, ответственного родительства и поддержания социальной устойчивости каждой семьи.
Кажется, что мультфильм – это цветные картинки, которые мелькают на экране. Что тут сложного? Но это результат трудоемкой ручной работы. Серия длиной шесть минут находится в производстве четыре месяца. И стоимость ее создания может быть равна цене автомобиля. Главное, что с полным финансированием государства возрастает шанс на появление фильмов лучшего качества, объясняет эксперт.
«Нужно ли пропагандировать истинные ценности? – размышляет режиссер, который, к слову, будет читать лекцию на фестивале в Хабаровске. – Мне не нравится слово «пропаганда»! Можно намного больше донести до человека через различные художественные ходы. Это то, с чем он остается, когда заканчивается фильм. Это очищение, когда отмывается душа. И в этом намного большая сила, нежели в каких-то пропагандистских лозунгах. Я видел людей,
которые плакали на «Смешариках». У нас есть несколько серий, затрагивающих, например, тему смерти. Они абсолютно не мрачные, но после их просмотра люди в зале плакали по-хорошему, как будто добрели. Наверное, это называется искусство».
Отрасль мультипликации развивается очень интенсивно, и, по признанию экспертов, кадров катастрофически не хватает. Чтобы больше детей заинтересовалось анимацией, организуются такие большие проекты, как Международный фестиваль детского анимационного кино «Анимур»(6+).
«Дети являются стратегическим ресурсом нашей страны, – говорит исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова. – От того, какими они вырастут, зависит, какой будет наша страна. Поэтому детьми надо заниматься здесь и сейчас!»
Марина Кутепова