Рубрика: Культура

Микромир глазами хабаровского фотографа

«А где у вас тут фотовыставка проходит?» – «Вы пройдите налево, она там должна быть», – смущенно отвечает мне женщина на ресепшене в хабаровском центре «Содружество». И точно – 

вся стена здешнего коридора увешена фотографиями. «Этот маленький мир» (0+), так именуется выставка, оказался далеко не маленьким: снимки простирались почти до входа в концертный зал, и настолько яркие и колоритные, целое буйство красок!

Автора снимков, Фёдора Гарманова, узнать нетрудно: с камерой наперевес и весьма задумчивым видом мужчина подходит, здоровается. А после делает то, чего я не ожидала – встает на стул и подвешивает к гардине какую-то тетрадку с ручкой.

– А это для отзывов! Каждый может написать, что понравилось или не понравилось. Я дружелюбно отношусь к критике…

Достижение национальной цели «Возможности для самореализации и развития талантов» запланировано путем развития инфраструктуры и кадрового обеспечения в сфере культуры, а также создание качественного контента. В рамках нацпроекта «Культура» действуют краевые проекты «Культурная среда» и «Творческие люди». 

Фёдор Гарманов увлекся фотографией давно, еще в детстве: вот, мол, не надел штанишки, а фотоаппарат уже взял. Родился под Тюменью. Изведал почти всю Сибирь, переехал в Хабаровск. И так получилось, что остался здесь. Хотя и весь Хабаровский край тоже почти успел посмотреть. 

– А вы это с живых делали снимки? – неожиданно спрашивает женщина прямо во время рассказа. На секунду задумываюсь: как это, с живых? Не искусственные же его персонажи, в самом деле. Хотя…

– Да, с живых! Обычно мы смотрим на все это с неприязнью, особенно дачники, для которых подобное – обыденность. Но если присмотреться, то сразу заметишь, какое все прекрасивое! – уверяет 67-летний фотограф.

И, правда, этот вопрос напрашивался. Насекомые, словно загипнотизированные, смотрят прямо на зрителя. Возможно, им стало интересно, что это за существо такое с огромным глазом – поэтому и получились такие живые фотографии.

Но были и «насекомые-социофобы»: по-видимому, вот им как раз не очень хотелось быть запечатленными на камеру. Например, таракан, «друг семьи», как выразился автор, повернулся к зрителю боком, в недовольстве подняв усики. Он явно не рад людскому вниманию. Как и оса, ведущая разговор с белым мотыльком. С раздражением, всем свои видом показывает нам: что же вы отвлекаете, мы тут важные дела решаем! И действительно, даже как-то неловко становится…

Посмотрели мы и на лягушку: сидит, важная, в полной готовности сказать свое протяжное «ква». Гарманов, завидев зрительский интерес, видимо, окончательно решил завладеть нашим вниманием. И начал таинственно:

— Из-за этой лягушки меня чуть не арестовали!

Все сразу обернулись, стихло всеобщее жужжание. Да разве такое возможно? Как оказалось, ничего не предвещало беды – самая обычная поездка на поезде. Уважаемый пенсионер, ничего не подозревая, выходит из вагона … и замечает замечательную лягушку в траве. Конечно, разве он мог пройти мимо? И не он один. Вокзалы ведь у нас, если кто не в курсе, объекты режимные.

– Фотографировал со вспышкой. Прибежали неравнодушные блюстители порядка, спрашивают: что это я там пыхаю? Пришлось объяснять…

Продолжая тему, Гарманов начал говорить о том, что снимки часто получаются случайно. Очень редко сидишь и намеренно подгадываешь кадр, хотя и такие снимки у него тоже имеются. Но все же смысл этой выставки именно в спонтанности снимка. И в том, что мы, проходя мимо, часто не успеваем заметить то, что нас окружает. А вы приглядитесь, не пожалеете! 

Насекомые, словно загипнотизированные, смотрят прямо на зрителя. Возможно, им стало интересно, что это за существо такое с огромным глазом – поэтому и получились такие живые фотографии. 

– На какую тему будет следующая выставка? – бросают ему зрители новые вопросы.

– Пока сюжетов нет, запрос сотрудничества пропал. Один раз шашлычком угостили, во второй раз было, видимо, уже тяжело, – смеясь, констатирует фотограф. -Неприветливые…

Легкую атмосферу грусти неожиданно нарушает чей-то комплимент: «А мне понравился кузнечик!». Но Фёдор Гарманов осторожно поправляет: это саранча. Начинает объяснять отличительные черты этих насекомых. Ух, интересно! В итоге длительная лекция постепенно перетекает в дискуссию, все снова радостно зажужжали. Так и перелетали от фотографии к фотографии, подобно пчелам — приглядываясь к каждой работе, как к цветам в оранжерее.

Решаю прервать эту негу, вопрошаю далеко не о высоком: а благодаря какому фотоаппарату сделаны снимки? Как оказалось, их три: Fujifilm 23 или просто «Фуджик» – такой, по словам Фёдора, подходит для съемок в лесу, Canon D700 – используется почти в любой ситуации, а также Panasonic 430 – «так, на всякий случай». А уж когда было сказано, что при любой съемке Гарманов обычно использует сразу два фотоаппарата, моего удивления было не скрыть.

– А зачем два сразу? И неудобно ведь, наверное?

– А как же иначе?! Ведь они же с разными объективами, каждый предназначен для своей цели. Между ними удобно переключаться, намного проще, чем когда у тебя один фотоаппарат. Вот, представьте, что вы снимаете свадьбу, а снимки самого важного момента получились неудачные. Не скажете же вы молодоженам: ну, сыграем свадьбу заново? – объясняет профи. 

Впрочем, даже такие, казалось бы, неудачные фото, по мнению неугомонного Гарманова, порой хорошо передают движение жизни. Как и спонтанные снимки, но тут все же немаловажно мастерство – подгадать нужный кадр бывает очень непросто. Как верно отметил Фёдор Гарманов, «эту мелюзгу фотографировать уметь надо». Одно дело нащелкать людей, которые никуда от вас не убегут (в большинстве случаев) и совсем другое – насекомых. Тут, к слову, тоже есть один гармановский секрет, житейская хитрость…

Вот и вы прилетайте на выставку, на Амурский бульвар, 51, чтобы об этом всем узнать! 

Ольга Кузьмичёва