Рубрика: Люди

Как монголы объединили всю Евразию и от кого они сегодня прячут могилу Чингисхана? Об этом и многом другом «Аргументам недели» рассказал академик РАН, директор Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН доктор исторических наук, профессор Николай Крадин (к слову, сын почетного хабаровчанина, профессора, доктора архитектуры Николая Крадина – Прим. «ХЭ»). 

– В советское время у нас господствовала теория «татаро-монгольского ига» и считалось, что ничего позитивного столетия под «монгольским сапогом» принести не могли в принципе. Но еще в 20-е годы прошлого века расцвело такое явление, как «евразийство». Представители этого направления считали, что Евразия представляет некий единый мир, единое пространство, иногда говорят даже о цивилизации. И в этом разрезе Россия в определенной степени выступает наследником Монгольской империи. Потому что именно России удалось объединить весь этот громадный мир, который изначально сколотили в единое огромное государство, а потом оставили монголы.

Полный вариант интервью читайте в газете или на сайте argumenti.ru

Напомню, Монгольская империя была самой крупной сухопутной империей в истории и второй после британской вообще. Монголы своими завоеваниями объединили весь тогдашний средневековый мир в единое макроэкономическое пространство. Недаром многие сейчас говорят о монгольской или средневековой глобализации. Они способствовали формированию сети глобальных культурных и интеллектуальных обменов. Торговые караваны пошли с востока на запад и обратно сквозь весь континент, в тех же направлениях начали проникать различные идеи, и это кардинальным образом изменило мир. Мы знаем о трех выдающихся открытиях, которые попали в Европу из Китая – порох, компас и книгопечатание. Но таких открытий было намного больше. Недавно вышло второе издание нашей с Татьяной Скрынниковой книги «Империя Чингисхана», в которой все эти вопросы подробно рассматриваются.

– Недавно я наткнулся на такой термин – «Вал Чингисхана». От кого защищались кочевники Чингисхана?

– Никакого отношения к Чингисхану этот вал не имеет. Он находится в Восточной Монголии, откуда через территорию Китая уходит к нам на территорию Забайкальского края. Затем в месте, где Забайкалье и Маньчжурия находятся напротив друг друга, уходит обратно в Китай. Его длина – примерно 750 километров. Южнее вала построено порядка 60 крепостей. Часть этих крепостей уже в ХХ веке разрушены китайцами при строительных работах. Нам удалось составить их подробнейшую карту и написать книгу, которая с юмором названа «Великая киданьская стена», где мы доказываем, что к Чингисхану этот вал никак не относится. Его строительство датируется более ранним периодом. Это примерно XI век, период Киданьской империи Ляо, и строился он как защита от монгольских кочевников, предков Чингисхана. Это был серьезный фронтир. (...)

– Вы автор учебника «Политическая антропология» о политических процессах древнего мира. Почему сегодня монголы не являются архитекторами мировой политики? Почему их место заняли китайцы, хотя последняя китайская императорская династия Цинь – как раз выходцы из Маньчжурии. То есть это были потомки монголов. Что загасило великую монгольскую нацию?

– Это судьба всех империй. Они все в итоге распадаются. И кочевые распадаются гораздо быстрее прочих. Есть определенный цикл их существования, который рано или поздно заканчивается. Это случилось и с Монгольской империей. Другое дело, что она была настолько огромна, что не просто распалась, а разделилась на несколько влиятельных частей, которые продолжали существовать сами по себе. Наиболее правильно была выстроена политика в Золотой орде, где кочевники жили рядом с подчинёнными земледельческими государствами, такими как Русь, Хорезм и другие. Именно поэтому Орда просуществовала дольше. 

А например, в Китае кочевники были вынуждены переселиться непосредственно на захваченную территорию, где растворились в местном населении. То же самое произошло и с маньчжурами. Есть расхожая легенда, которая восходит к классическим текстам. Что нужно делать китайцу, когда придет монгол? Встать на колени, чтобы монгол наступил тебе на спину и залез на лошадь. Но пройдет сто лет, и они уже не смогут залезать на лошадь без китайской помощи. Теряя пассионарный заряд, они теряют воинственность и растворяются среди земледельческого населения.

А что касается политической культуры монголов, то придуманная сказка под названием «Игры престолов» просто отдыхает. Жаль, не нашелся пока человек, который воплотил бы все это на бумаге или в кинематографе.

– Вокруг имени Чингисхана существует огромное количество легенд. Многие спорят, кем он был – монголом, китайцем или вообще среднеазиатом, где его до сих пор почитают. Он умер в 1227 году и будто бы оставил после себя завещание – похоронить его так, чтобы никто не нашел это место. А если кто найдет, на того падет проклятие. Это легенда?.. 

– В любой легенде есть доля правды. Информация о таком завещании и проклятии поступала и от европейских путешественников, встречается она и в других источниках. Говорят, что он был погребён втайне, а все рабы, участвовавшие в сооружении погребальных конструкций, были убиты. После чего по этому месту несколько раз прогнали табун лошадей, чтобы скрыть все следы.

На прародине Чингисхана, в районе горы Бурхан-Халдун, где, считается, его похоронили, действительно существовали запретные территории, куда нельзя было заходить простым смертным. Поиски этой могилы интересны археологам. А вот для самих монголов это совершенно неприемлемо. Поэтому поискам там всячески препятствуют. Наверное, любому народу было бы неприятно, если бы человека, который является национальной легендой, какие-то исследователи выкопали из земли и изучали под микроскопом его череп... 

Другое дело, что не только самого Чингисхана, но и его сыновей и внуков очень хорошо спрятали. До сих пор не найдены могилы ни Угедэя, ни Джучи, ни всех последующих ханов. Кстати, похожие истории и с предводителями других империй. Нет могил тюркских каганов, хуннских правителей времен расцвета империи. Хорошо известны только захоронения их правителей времен упадка. Первые из них были раскопаны еще в 20-е годы прошлого века экспедицией Петра Козлова, нашего выдающегося путешественника. Сейчас раскопаны некоторые другие хуннские курганы и получены уникальнейшие археологические находки. Так что кочевники всегда надежно прятали могилы своих правителей.

«Это судьба всех империй. Они все в итоге распадаются...» 

– А люди ли вообще были эти правители? Может, поэтому их так тщательно прячут?

– Есть несколько версий жизнеописания Чингисхана. Официальная китайская история Юань-ши. Труд под редакцией Рашид ад-Дина. Еще ряд работ. Но самый уникальный источник – это первый из известных исторических и литературных памятников монголов, так называемое «Сокровенное сказание монголов». Текст его на монгольском языке до нас не дошел, есть лишь текст в китайской транскрипции. Автор неизвестен, но там есть такие сюжеты из жизни Чингисхана, которые в официальные источники не включают. Эта книга известна профессионалам, и в середине прошлого столетия выдающийся монгольский филолог академик Дамдинсурэн сделал поэтический перевод на монгольский язык, и книга в Монголии стала настоящим бестселлером. Ее неоднократно переиздавали. Это показатель того, насколько фигура Чингисхана значима для монголов. Он их национальный герой, как для нас Пётр Первый и Александр Невский, вместе взятые.

– В кочевых цивилизациях существовал принцип полигамии, или многоженства. То есть внуков у кочевого правителя было столько, что они начинали воевать друг с другом, разрушая все, созданное дедом. Как с этим обстояло дело у потомков Чингисхана? Ведь у него только жен было больше ста, не говоря о наложницах.

– Поправлю – жен у Темучина было не больше ста, а больше 500! Исследователь Ибн Хальдун, живший во времена Тамерлана, создал свою концепцию появления государственности. Он и подметил эту особенность полигамии, которая всегда играет зловещую шутку с наследниками империи деда-многоженца. Я обычно иллюстрирую это простой математической моделью. Если у хана есть пять жен и каждая принесет ему по сыну, то империю придется делить на пять частей. Если история повторится, то внуков будет уже 25, а правнуков – 125. Отсюда на уровне третьего–пятого поколения во всех империях кочевников случались кризисы. И либо самый удачливый потомок уничтожал всю родню и единолично захватывал власть, либо империя в конечном счете разваливалась. Ни одна из кочевых империй не избежала этого проклятия. А наследников Чингисхана было просто невероятное количество. Порядка 20 тысяч человек, целое государство в государстве. Так что империя была обречена и рано или поздно должна была распасться.(...)

– Какие племена жили в Приморье во времена кочевых империй? Куда они исчезли и что о них сейчас напоминает на Дальнем Востоке?

– Я бы не называл их племенами. Это были высокоразвитые народы. В VIII–IX веках на территории Приморья существовало государство Бохай, которое по своему развитию было сопоставимо с Киевской Русью, причем появилось раньше. В Х веке бохайцев завоевали кидани, те самые, что соорудили «Вал Чингисхана». Они создали свою огромную империю, занявшую всю территорию северо-восточного Китая. А поскольку бохайцы оказались беспокойными и постоянно восставали против захватчиков, кидани их депортировали на территорию Маньчжурии, а какая-то часть из них оказалась в современной Внешней Монголии.

На протяжении многих лет мы проводили раскопки киданьских городов в Монголии и находили там много примет присутствия бохайцев из Маньчжурии. Позднее, уже во времена могущества монголов, на территории Приморья существовало еще одно огромное государство – империя Цзинь, или Золотая империя Чжурчжени. Там было полторы сотни городов, огромная цифра. Население Золотой империи составляло более 50 миллионов человек, хотя, конечно, большая часть из них были китайцами. А население Киевской Руси в XIII веке не превышало 10 миллионов. Впятеро меньше. Величие Чингисхана еще и в том, что он смог победить такую огромную империю, как Чжурчженьская. У Золотой империи была прекрасная армия, да и соотношение сил было явно не в пользу монголов, где-то 1 к 10. Но гений Чингисхана и его соратников сделал в конечном счете свое дело. В 1234 году, через 25 лет после начала вторжения монголов, империя Чжурчженей пала...

Андрей Угланов