Рубрика: Город

Зачем нужны новые киоски на площади Ленина

«Сараями» и «склепами» окрестили некоторые хабаровчане в соцсетях новые киоски, которые появились не так давно на главной краевой площади. В новых павильонах можно купить атрибутику спортклубов региона, перекусить и не только. А заявленная властями для неформатных павильонов цель – популяризация региона, магнит для туристов. 

О том, что краевые власти планируют изменения на площади Ленина, стало известно еще зимой. Правда, почему-то выносить на общественное обсуждение главное публичное место в краевой столице – не стали. А в марте стало известно, что и аукционы на два места на площади со стороны улицы Пушкина признаны несостоявшимися: как сообщал DVHAB.ru, в виду того, что на торги в обоих случаях заявилось по одному участнику, они «автоматически признаны победителями и смогут заключить договоры с правительством по минимальным заявленным ценам». 

Так, в первом случае хоккейный клуб «Амур», который, напомним, финансируется из краевой казны, получил право за 2,36 млн руб. реализовывать свою атрибутику на площади в течение пятилетки. Во втором киоске за 4,7 млн руб., выплаченных региональному бюджету, ООО «Режент Кейтеринг» будет торговать едой и напитками возле нашего «Белого дома» уже 10 лет.

Строительство торговых точек стартовало весной. Оба объекта выполнены в единой стилистике: дерево, стекло, металл и искусственный камень. На каждом – надпись: «Хабаровский край – родина китов и самолетов». В итоге первый павильон, с клубной атрибутикой, вступил в строй в конце мая, а второй, представляющий сеть стритфуда Naza, начал торговать завертонами и напитками в конце июня.

Впрочем, сетевые страсти разгорелись еще задолго до их появления. Так, некие урбанисты положительно оценили желание чиновников обновить общественное пространство, сделать площадь туристическим магнитом, использовать современные материалы. 

Однако ряду горожан дизайн сразу не понравился, к примеру, некий хабаровчанин Андрей, которого процитировали dvnovosti.ru, заявил, что «эти киоски на эскизах на какие-то склепы похожи и формой, и отделкой. Ступеньки эти гранитные ассоциируются с чем-то ритуальным и загробным. Ужасный дизайн для центральной площади города!». Он оказался не одинок: больше половины из опрошенных сайтом 365 пользователей заранее высказались против новых павильонов, причем практически треть – 32% – поддержали мнение, что лучше «чтобы вместо киосков были туалеты».

После того, как павильоны обрели плоть и кровь, стало понятно, что опасения этой части общественности подтвердились. Такие горожане считают, что массивные ларьки уродуют вид краевой столицы и к тому же загораживают обзор. 

– Этот новый спортивный киоск – на мой взгляд, просто ужас! – кипит эмоциями хабаровчанин Дмитрий С. – В 2003 году, помню, вот так же краевые власти поставили горожан перед фактом, соорудив уродливую лесенку-переход на площадь со стороны бывшей ВПШ. Но тогда ишаевская команда даже не слышала ничего про опросы граждан, а сейчас нам все время талдычат, мол, граждане должны быть активнее, должны сами выбирать, какая среда их окружает и т.п. А потом, без всяких предупреждений, ставят такое, на мой взгляд, монструозное создание. Что это вообще такое, ладно, граждане, мнение которых не спросили, а куда смотрят спецы от архитектуры? Вот пусть хоть один скажет, что двухэтажный темный ларек, торчащий нелепым наростом на углу главной площади города, это красиво!

Впрочем, краевые власти придерживаются других взглядов и считают, что эти павильоны очень нужны и важны именно на площади Ленина, так как будут популяризировать наш край в глазах приезжающих гостей. Скажем, глава региона, выступая в соцсетях, среди прочих плюсов, пояснил жителям: «Вы еще их оцените, когда будут морозы, а вы будете гулять по новогодней площади Ленина».

Между тем, когда наш корреспондент посещал летом новые торговые точки, ощущения вышли противоречивые. В продуктовом павильоне вкусно пахло кофе и выпечкой, там мы застали с десяток человек. То есть, услуги заведения явно востребованы. Собственно, прежде здесь и были не столь стильные и массивные, но точки с таким же функционалом.

Зато в павильоне с атрибутикой мы, помимо всего прочего, нашли брендированные магнитики и кружки, как раз для туристов. Но оба раза больше никого, кроме девушки-продавца, не застали. Может быть, потому, что спортивная тематика далеко не всем интересна и более уместна, скажем, возле стадиона имени Ленина или у арены «Ерофей»? Впрочем, там такие точки уже есть...

Стоит отметить, что на фоне новеньких киосков, общее убранство главной площади города выглядит грустно: потрескавшаяся плитка, сквозь щели которой растет трава, кое-где поломанные лавочки. Внешний вид наводит на мысль, что самой площади ремонт тоже бы не помешал. 

А некоторые и вовсе мечтают о том, что хабаровские архитекторы разместят здесь «не киоски, а, например, скейт-парк, более сложное озеленение, отход от примитивной квадратно-гнездовой структуры, – цитирует DVHAB.ru некоего урбаниста Дениса Короткова. – Сейчас фонтаны стали недоступны из-за решеток, вполне можно отказаться от электрической подсветки и сделать воду доступной для контакта. Тогда будет хорошо. А пока на площади делать нечего. Там и покрытие никакое, и пешеходные переходы все до единого опасные, кругом парковки и машины...»

Виктория Андреева