Ползунки и распашонки производят в Хабаровске
Каждая мама точно знает – одежда для новорожденных и младенцев должна быть сшита из натуральных тканей, быть прочной и модной одновременно, и, желательно, стоить недорого. Мы недавно побывали на одном хабаровском предприятии и узнавали, легко ли удовлетворять всем этим требованиям и вести бизнес в наши смутные времена.
Шорты, футболки, распашонки, платьица и ползунки – от обилия моделей и цветовой гаммы глаза разбегаются. Ткани используют только натуральные, уверяет журналистов директор трикотажной фабрики «Буратино» Ольга Джан Ша. Футер, кулирка, пенье, рибана, бязь и интерлок – на производстве используют ткани проверенных производителей.
Ведь шить одежду для самых маленьких – ответственное дело, напоминают нам. К тому же эта фабрика – единственное в Хабаровске предприятие, где отшивают костюмчики на выписку для недоношенных, семимесячных малышей.
– Я как-то подсчитала, и получилось, что за 13 лет работы каждый 11-й новорожденный в Хабаровске носил наши ползунки, – улыбается Ольга. – При этом мало кто из мам знает, что в детских магазинах они покупают одежду, сшитую здесь, в Хабаровске. Мы не заходим в крупные сети – не интересно, им нужен большой объем и маленькая цена, а у нас изделия, можно сказать, штучные. В каждую кофточку, платьице мои сотрудницы вкладывают душу. Многие сами придумывают модели, я оцениваю, и если вижу, что она «пойдет» – разрабатываю выкройку и запускаем в производство.
Сейчас на производстве стараются выпускать капсульные модели – это когда из одного вида ткани отшивают несколько изделий: брючки, комбинезон, футболку. Цветовая гамма, в основном, пастельная, хотя этим летом хабаровские модники до 13 лет смогут примерить и винный, и горчичный цвет.
– Это вот у нас пенье, то есть это вот идет немного резиночка, идет рибана, – объясняет различие между видами ткани мастер цеха Ксения Кучманова. – Рибана чем отличается от кулирки? Кулирка тянется. Рибана – более тоненькая и меньше тянется. Есть еще интерлок. Это более теплая ткань, более плотная, без чеса, рассчитана на осень и весну, но она очень качественная, ей сносу нет, бессмертная, как мы ее называем!
– Мы не делаем замки, а делаем кофточки, комбинезоны на кнопках. Замки зажимают, чешется все, а кнопки легче застегнуть, – продолжает она объяснения. – Натуральные ткани летом хороши – сейчас мошка пойдет, и жара в тоже время. Можно надеть наш костюмчик хлопчатобумажный – и не закусают малыша, и не перегреется. На все капсулы мы используем трансферы-термонаклейки, тоже местного производителя, очень качественные, будет серия животная: рысь, панды, собаки и кошки.
В рамках национальной цели «Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство» к 2030 году планируется достигнуть в РФ реального роста инвестиций в основной капитал не менее 70% по сравнению с показателем 2020 года.
Перебоев с поставками ткани нет, говорит индивидуальный предприниматель. Рулоны интерлока и кулирки везут из Турции и Узбекистана, но, да, есть тенденция снижения объемов этого рынка. Стало сложнее подбирать ткани по расцветкам, да и экономические кризисы сказались на производстве.
– Первый виток снижения объемов был как у всех, порядка 30%, это вот как раз в 2017 году было, – напоминает Ольга Джан Ша. – Это, знаете, из серии «везде искать позитив»: я тогда подвела итоги года, поговорила с коллегами и поняла, что мы, в общем-то, в тренде – минус 30% было у всех. Потом с переменным успехом развивались, но сейчас у меня из 15 работниц осталось пятеро, и я бы сказала, что мы сейчас на уровне 2010 года, когда только открылись...
– Как я начинала бизнес, когда надо было вкладывать ресурсы – вот прям вкладывать, когда ты понимаешь, что нужны инвестиции, они тебе с неба не упадут, ты где-то что-то подкопил и начинаешь вкладывать. Вот я и сейчас вкладываюсь! – объясняет глава компании. – Для местных производителей, чтобы быть конкурентоспособными по цене, важна логистическая составляющая. Для развития не только моего, но вообще всех местных производителей нужно увеличивать сбытовую базу, и мне кажется, что нужно это делать как-то централизованно. То есть – не оставлять на произвол судьбы предпринимателей, когда мы сами ищем новые рынки сбыта, а помогать им! Я все время говорю про популяризацию – модное слово, вот мне кажется, что ее совершенно недостаточно ни в крае, ни даже в городе!
«Для местных производителей, чтобы быть конкурентоспособными по цене, важна логистическая составляющая. Для развития не только моего, но вообще всех местных производителей нужно увеличивать сбытовую базу, и мне кажется, что нужно это делать как-то централизованно. То есть – не оставлять на произвол судьбы предпринимателей, когда мы сами ищем новые рынки сбыта, а помогать им!»
Но Ольга не унывает. Некогда: нужно закончить летнюю коллекцию и уже готовиться к зимнему сезону. В этом году сложно стало достать футер с начесом – любимую ткань всех мам. Вместо него придется искать другие варианты.
Чтобы в будущем не испытывать недостатка в кадрах, Ольга Джан Ша организует экскурсии для детей на свое производство. И говорит, что очень рада, если школьницы, побывав на фабрике «Буратино» после говорят мамам – я хочу быть швеей!
Мария Полякова.Фото автора