или Зачем фармацевту молоко
Аптека на углу улиц Муравьёва-Амурского и Тургенева хорошо известна хабаровчанам. Не одно поколение горожан приходило сюда за рецептурными растворами, порошками, мазями и каплями. Ольга Ковшура, придя в профессию 20-летней девчонкой, доработала здесь до пенсионного возраста и продолжает трудиться.
Для постороннего человека оказаться в святая святых производственного цеха – удача большая. Допускают сюда не каждого – производство лекарственных препаратов требует соблюдения санитарно-гигиенических требований. В помещениях должна быть полная стерильность. Все поверхности тщательно и регулярно обрабатываются дизинфицирующими растворами, а сотрудники носят медицинские халаты.
Повсюду – на столах, полках, специальных стойках, расставлены стеклянные баночки разных объемов и форм. Многие наполнены какими-то порошками и жидкостями. Первая мысль, что попал в лабораторию алхимика, колдующего над новой чудодейственной формулой. В каком-то смысле это действительно так. Ведь фармацевт, вопреки распространенному мнению, не продавец в аптеке. Это высококлассный специалист, знающий производителей, состав и фармакологические свойства всех продаваемых в аптеке препаратов!
Более того, фармацевт может сам изготовить некоторые лечебные препараты по установленной формуле. Пожалуй, одним из самых главных рабочих инструментов в этом случае для него остаются весы – крохотные, ручные.
– Есть и электронные, но я так привыкла, – улыбается, заметив мое удивление, сотрудница аптеки.
Выбор пути
Фармацевт Ольга Ковшура вот уже 41 год изготавливает «волшебные» снадобья. В эту аптеку она пришла 20-летней девчонкой, сразу после окончания хабаровского медицинского училища. О своем выборе она ни разу не пожалела.
– Я с детства любила медицину. При том что медицинской династии в моей семье не было. Правда, медработником была моя тетя. Но не могу сказать, что именно это подтолкнуло меня к выбору профессии, – рассказывает Ольга Николаевна. – Скорее увлечение химией помогло мне сделать такой выбор. То, что пойду именно по линии фармацевтики, поняла для себя сразу. Особое очарование аптек я чувствовала с малых лет. Мне нравилась атмосфера здесь. Потом, уже будучи студенткой, поняла, что мне интересно изготавливать лекарственные формы.
Изменить выбранному пути, утверждает фармацевт, она не хотела никогда. Хотя возможности были. Ей не раз предлагали перейти в коммерческую аптеку.
– Но это совсем другое. У нас производственная аптека, а там все-таки ориентированность на продажу уже готовых медпрепаратов.
За эти более чем 40 лет, по словам Ольги Николаевны, в ее работе принципиально мало что изменилось. Несмотря на меняющиеся за окном реалии, основа профессии остается прежней.
– Надо знать технологию производства, прежде всего, иначе препарат изготовишь неправильно. Наша работа всегда востребована у горожан, и ее очень много. Чаще всего мы изготавливаем физрастворы для электрофореза, делаем также порошки, детские и взрослые, мази, суспензии, эмульсии, суппозитории, то есть свечи, – рассказывает специалист.
Безусловно, время не стоит на месте. Появляются новые препараты, информацию о которых современный фармацевт просто обязан знать. Поэтому учатся люди этой профессии всю жизнь – курсы повышения квалификации проходят каждые пять лет, раз в год проводится аттестация.
Контроль и качество
Кстати, качество производимой в аптеке продукции проверяется тщательно. Контролирует работу фармацевтов специально обученный человек – провизор-аналитик.
– Во-первых, все, что мы готовим, проверяется на подлинность – то ли вообще сделали. Проводится количественный анализ, конечно. То есть, если заявлена концентрация один процент, я должна убедиться в том, что она соблюдена. Лишь после этого сырье выпускается в работу. На данный момент мы единственная в городе производственная аптека, и только мы можем приготовить препарат, рассчитав индивидуальную дозу в зависимости от веса, от возраста. Помимо индивидуального изготовления препаратов по рецепту мы делаем и достаточно большое количество так называемой «заготовки». Это наиболее востребованные у населения препараты, например физрастворы, – рассказала о тонкостях своей работы Ирина Рябова, провизор-аналитик.
Аптека № 84 входит в Дальневосточный центр лекарственного обеспечения. Значительная часть населения, получающая здесь лекарства – льготники, среди которых немало пенсионеров, имеющие серьезные заболевания и требующие лечения дорогостоящими препаратами.
– Это сердечнососудистые заболевания, диабеты 1 и 2 типа, бронхиальная астма. Самое главное, мы обслуживаем и больных с высокозатратными нозологиями, такими, как гемофилия, муковисцидоз, рассеянный склероз, когда пациент нуждается в постоянном обеспечении лекарственными средствами, – отметила Ирина Рябова.
Поставщики – российские
В условиях санкционного давления хабаровские фармацевты духом не падают – надеются на импортозамещение. Если раньше сырье шло исключительно из-за рубежа, то в последние несколько лет все чаще его поставщиками становятся российские производители из Сибири и Подмосковья.
Специалистов отрасли сегодня выпускают Дальневосточный государственный медицинский университет и Хабаровский медицинский колледж. Несмотря на то, что практику в единственной городской производственной аптеке студенты-медики проходят часто, устраиваться на работу по окончанию учебы они сюда не спешат. Предпочитают коммерческие аптеки. Уж очень непростой здесь труд. Так что пока вся надежда на таких ветеранов, как Ольга Ковшура.
Каждый день фармацевты аптеки создают примерно по 40 пробирок рецептур. Им приходится работать с химическими веществами, вдыхать их пары, выполнять мелкие манипуляции, связанные с напряжением зрения. Все это порой приводит к профессиональным заболеваниям – страдает печень, зрение, нередки аллергии. Кроме того, профессия требует стрессоустойчивости. Сталкиваться приходиться с разными людьми. На окошке выдачи лекарств я с удивлением обнаружила объявление, предупреждающее посетителей об ответственности за оскорбление медработника. Оказалось, сталкиваться с хамством сотрудникам аптеки приходится достаточно часто.
Между тем доплаты «за вредность», которые некогда были, теперь отменены. Не дают специалистам даже молоко. А оно уж точно не повредит. После полуторачасового пребывания в производственном цеху горький привкус лекарств во рту я ощущала еще не менее часа. Чувствительность к ним, конечно, дело индивидуальное, но… Хочется надеяться, что вопрос о компенсации «за вредность» еще будет пересмотрен на федеральном уровне.
А немолодая уже хабаровчанка Ольга Ковшура продолжает трудиться на благо своих земляков. И привыкла, и профессию любит, и, в силу свой деятельности, очень уж она ответственный человек. Поэтому – не грубите фармацевтам, они работают для того, чтобы нам было легче справляться со своими болячками.
Екатерина Дроздова. Фото автора