Хабаровские экологи делают богаче природу нашего края
5 июня отмечают День эколога. Этот праздник также называют Всемирным днем окружающей среды. Связь очевидна: если природа беднеет, то профессионалам просто нечего становится защищать и исследовать. Понимают это не только экологи. Губернатор Хабаровского края Михаил Дегтярев, поздравляя представителей профессии, особо подчеркнул, что ценить и беречь природные богатства региона – долг каждого.
- Природа Хабаровского края – уникальное явление. Горы сменяются лесными массивами, мирно уживаются северная и южная флора, встретить реликтовые и эндемичные растения – привычное дело. И долг каждого из нас – ценить и беречь эти богатства, - отметил Михаил Дегтярев в своем поздравлении.
Среди ключевых направлений, по которым сейчас работают в регионе, губернатор отметил борьбу с пожарами, адаптацию к изменениям климата и другие.
- Борьба с пожарами, чистота наших водоемов, высадка зеленых насаждений - лишь малая часть работы специалистов и добровольцев. И среди важнейших задач – экологическое просвещение. Учиться ответственному отношению к природе нужно с самых ранних лет, но, как показывает практика, многим взрослым не мешало бы освежить эти знания. Экологическое благополучие региона зависит не только от профессионалов, но и от каждого из нас, - отметил Михаил Дегтярев.
Профессионалы отрасли с поставленными задачами справляются. И даже работают, как говорится, «с запасом».
- Заповедные территории – это еще и научные памятники природы. Их задача – сохранить максимум нетронутых участков, хранилищ генофонда. Сейчас к нам все чаще обращаются с вопросами: «Где взять эталон воды? Где в Хабаровском крае чистейшая вода?» Отвечаем, что есть на Хехцире Соснинский ручей, заповеднику этому сто лет, и он точно ничем не загрязнен. Просят образцы почвы, листвы. Пока это делают научные организации, но скоро, думаю, потребность возникнет и у других государственных и коммерческих организаций, которые захотят понять: мы далеко «убежали» от эталона? – рассказывает директор ФГБУ «Заповедное Приамурье» Владимир Андронов.
По его словам, как минимум одно последствие близости человека и природы на охраняемых территориях Хабаровского края удалось решить. В том числе, благодаря технологиям.
- В прошлом и этом году у нас отмечено немного пожаров. Лишь в Анюйском парке нынче случился один пожар. А за минувший год всего было шесть точечных. Причем, они возникали на безлесных территориях. Мы их сразу потушили, все прошло с минимальным ущербом, - говорит Владимир Андронов. - Но это мы нацеливались на быстрое устранение любых возгораний: патрулировали, готовили средства для тушения пожаров, привлекали людей. Понимали, где это с большей вероятностью может произойти. Научились применять беспилотники. Чтобы быстрее определять очаг возгорания, чтобы быстрее добираться до нужного участка. Стремимся ликвидировать пожар в течение дня. Иначе огонь «разгуляется», тушить будет гораздо сложнее, а ущерба будет больше.
Чем больше на территории редких и вымирающих видов – тем она богаче?
В туристических брошюрах читатели нередко сталкиваются с тем, что наличие краснокнижных видов на территории подается как преимущество. Однако экологи считают, что попадание вида в Красную книгу – крик о помощи. На территориях, по-настоящему богатых, животных и растений должно быть - в достатке.
- Мы часто говорим «Красная книга». Вроде животные и растения защищаются, а книга все растет и растет, становится все толще и толще. А нужно ведь не хвастаться этими красными книгами, а думать о том, как ее сократить. Это ведь крик опасности. По идее, по каждому виду в красной книге есть рекомендации, только мало кто их исполняет, - беспокоится Владимир Андронов.
Протянуть «руку помощи» редкому животному намечают предпринять и в Хабаровском крае. Некоторые редкие животные и птицы активно размножаются в зоопарках. Их потомство и планируют адаптировать для жизни в природе.
- Мы недавно общались с руководством Московского зоопарка. Они говорят: «У нас есть много белоплечего орлана в зоопарках, и мы готовы возвращать их в естественную среду». А у нас есть места, где их ждут, будут охранять, и предоставят им подходящие территории. Например, в заказнике Удыль и Комсомольском заповеднике, - продолжает рассказ Владимир Андронов. - Сейчас мы обговариваем, как это будет происходить. Будут передавать яйца, птенцов или взрослых птиц. Они нам будут их привозить, а мы после карантина выпускать в дикую природу. Так мы попробуем увеличить численность одного из краснокнижных видов.
Как отметил защитник природы с многолетним стажем, методики адаптации орланов, родившихся в неволе, к жизни в естественной среде - существуют. Причем не требуется больших финансовых вложений, масштабных строек. Нужно, прежде всего, чтобы среда, куда попадут хищные птицы, была готова их принять, обеспечить пищей. Напомним, орланы – рыбоядные хищники.
- Для белоплечего орлана как таковой теплый центр не нужен. Мы считаем, что, если весной привезти птиц из зоопарков, то они подрастут за лето, а осенью будут готовы к выпуску. Есть специальные методики, которые помогут птицам приспособиться к жизни в природе, «одичать», - объясняет Владимир Андронов. - Главное – знать эти методики, знать, чем «переселенцы» питаются, как реагируют на различные температуры. У нас уже есть положительные результаты по разным диким видам.
В частности, помимо орланов, в Хабаровском крае намечено восстановить естественную популяцию редкого гуся-сухоноса, а также вернуть в наш регион красноногого ибиса.
Альбина Акинова