В первый день декабря 2021 года я проснулся, можно сказать, знаменитым. Накануне, на проходившей в Хабаровске стратегической сессии по созданию проектов социально-экономического развития нашего края, губернатор Михаил Дегтярев вдруг предложил креативную идею: сделать фильм о дерзком ограблении в тайге каравана с золотом. Этот реальный случай был описан в моем документальном романе «Возвращение на Умальту», который я презентовал на нашей первой встрече главе региона. Узнав о его предложении «снять кино», читатели звонили мне: мол, не на асфальт сеял писатель, поздравляем!
– Что такое Хабаровский край, что здесь есть, чем он богат, чем знаменит? К сожалению, и в стране и за рубежом это мало кто знает. Но мы способны укрепиться, социально и экономически, за счет развития туризма. Такой исторический вестерн призван стать мощным туристическим магнитом, – пояснил журналистам губернатор.
«Здоровые амбиции края по развитию креативной индустрии» поддержал на той сессии заместитель главы Минвостокразвития РФ Марат Шамьюнов, напомнив, что туристы повально поехали в рыбацкую деревню Териберку Мурманской области, когда там сняли «Левиафан».
– Приключенческий фильм «Золото Умальты» будет игровой, полнометражный. Я уже утвердил синопсис*, – рассказал Михаил Дегтярев. – Сюжет связан с нашим краем: более века назад, в глухой Верхнебуреинской тайге, на берегу речки Умальта был ограблен обоз, вывозивший с прииска золото. Вот его и будем искать в кино.
*Синопсис – краткое изложение сюжета и сценария фильма.
Глава из романа «Возвращение на Умальту»
«В 70-х годах XIX века в верхнем течении реки Ниман нашли россыпное и самородное золото. Разработку там вела Нимано-Буреинская золотопромышленная компания, которая держалась на паях десяти акционеров. Контора располагалась в Софийске, и отсюда, накопив 15-30 пудов золота, его отправляли в Благовещенск. Летом через зимовье Половинка до Усть-Умальты на навьюченных лошадях, а потом по Бурее на лодках.
Одному из компаньонов пришла мысль поживиться такой почтой. Осуществить замысел взялся некто Домбаш – бывший полковник императорской гвардии, уволенный из армии за мошенничество в картежной игре. Он подобрал двенадцать человек. Условия были таковы: они получают три пуда золота, остальное «компаньону», который взял на себя все расходы по подготовке банды, закупке оружия, еды, доставке к месту грабежа.
В сентябре 1891 года они добрались до ключа Березового, неподалеку от зимовья Половинка. Выбрав удобное место для засады, грабители встретили караван с золотом. Из винтовок убили всех вьючных лошадей, а также несколько человек охраны, остальные разбежались. Золота оказалось около 27 пудов (432 кг)».
– Производством занимается петербургская киностудия «Ленфильм». Режиссер – крупная фигура, подбирает известных актеров, привлекаем и местных творческих ребят. Хотим снять фильм за год и выпустить «Золото Умальты» уже в 2023 году, но многое зависит от бюджета, – отметил Михаил Дегтярев. – Потребуется 250-300 миллионов рублей, как за счет внебюджетных источников, так, возможно, и при поддержке Фонда кино.
Официальный администратор проекта – министерство культуры края, участвует также недавно созданное краевое министерство туризма. Исполнительным продюсером фильма, на общественных началах, губернатор назначил главу Верхнебуреинского района Алексея Маслова. «Он увлекается историей, погружен в эту тему, знает материал, а главное, что именно на его территории происходили те давние события».
«Домбаш предложил разделить всё между своими, поровну – каждому участнику банды по два пуда (32 кг). Про уговор с «компаньоном» никто и не помнил: никому не хотелось расставаться с добычей. Золото поделили. Но вывезти столько драгоценного металла и реализовать было рискованно. Они знали, что повсюду уже были выставлены посты.
Решили так: каждый прячет свою долю в тайге – кто где пожелает, до будущих лучших времен, когда власти оставят поиски. После этого каждый пошел своим путем. Одни ушли из тайги, другие остались, чтобы примкнуть на время к какой-нибудь приисковой артели.
Тринадцать лет спустя, в 1904 году, попав за другие преступления в Сахалинскую тюрьму, Домбаш написал на имя генерал-губернатора прошение, в котором указал, что он является участником грабежа у Нимано-Буреинской компании, и, желая искупить свою вину, готов указать, где запрятан его пай – два пуда золота. Но их кто-то опередил: на указанном месте обнаружили лишь пепелище, следы пуль в коре дерева да раскопку – клад был изъят…»
Территория вдоль Буреи тогда именовалась туземной. Лихие люди тут не брезговали ничем: садили опийный мак и копали женьшень, тайно мыли золото, били кабаргу из-за ее струи; контрабандисты обирали тунгусов, спаивая их спиртом из Маньчжурии. Об этом был наслышан Чехов, проезжавший здесь летом 1890-го на остров Сахалин. Встретиться им, правда, не довелось: Домбаш лишь начал собирать свою банду, когда Антон Павлович уже записывал удивительные биографии других каторжан.
«Еще через тринадцать лет, в 1917 году, один из участников грабежа, попавший в дом престарелых Благовещенска, написал в Усть-Умальту своему знакомому – Козлову Михаилу Михайловичу, чтобы тот поехал в вершину ключа Березового, где в маленьком озерце утоплены его два пуда золота. Козлов нанял якутов-оленеводов Николая Соловьева и Алексея Афанасьева, вручил им железные грабли и наказал тщательно проскрести дно озерца и найти золото.
Однако за прошедшие 26 лет озеро сильно заросло мхами и травами; пролежав в озерке, ежегодно подвергавшемся замерзанию и оттаиванию, золото могло погрузиться в рыхлое дно, которое зимой дает большие трещины; к тому же мешки из сохатиной кожи, наверное, давно расползлись. В общем, сколько якуты не скребли, ничего не нашли…»
– От зарождения самой идеи фильма прошло немного времени, но мы смогли хорошо продвинуться. Уверен, «Ленфильм» поможет нам реализовать этот масштабный проект, который прославит наш красивейший и богатейший край, внеся существенный вклад в развитие туристического потенциала региона, – подчеркнул Михаил Дегтярев, принимая недавно у себя в Белом доме генерального директора киностудии Федора Щербакова.
Детали сотрудничества стороны решили обговорить и документально закрепить на следующей встрече – в середине июня, во время Петербургского экономического форума.
Станислав Глухов, член Союза писателей России