Военный дирижер о тонкостях профессии
Отгремел в Хабаровске очередной международный фестиваль военных оркестров «Амурские волны». О том, чем военный оркестр отличается от любого другого, где готовят дирижеров, в чем особенности этой профессии – мы поговорили с дирижером сводного оркестра штаба Восточного военного округа, участником юбилейных «Амурских волн» Владеленом Бабичевым.
Имя этого талантливого молодого человека впервые громко прозвучало на всероссийском смотре-конкурсе военных дирижеров, который прошлой осенью проходил в столице. Участвовали со всех военных округов и флотов страны. Владелен вошел в пятерку лучших. На нынешних «Амурских волнах» (6+) его оркестр выступал вместе с ротой почетного караула. И вновь сумел удивить и порадовать публику.
Восьмой сын музыканта
Хотя путь к признанию был непрост. Восьмой ребенок в семье некогда военного музыканта, Бабичев пошел по стопам отца.
– Он всегда мечтал, что кто-то из сыновей пойдет по его стопам. Я оказался единственным, кто проявил интерес к музыке. Мне было лет десять, когда отец вдруг сказал: «Сынок, ты будешь военным дирижером!». Но я долго не воспринимал его слова серьезно. Но потом, в 15 лет, все же поступил в военно-музыкальное училище в Москве, – рассказывает Владелен.
Четыре года учебы там, честно признается офицер, дались ему нелегко. Контроль над подростками был жесткий, дисциплина, как говорится, армейская. С другой стороны, училище подарило парню много новых возможностей.
– Мы давали такое количество концертов за год, что даже сложно представить! Потом нас, как суворовцев, пускали в Большой театр и на другие лучшие концертные площадки Москвы, на самые громкие концерты. И это, конечно, огромный плюс и серьезная школа для начинающего музыканта, – вспоминает он эти годы.
Труба зовёт!
Учеба в Военном институте военных дирижеров давалась проще. Контроль со стороны педагогов был не таким жестким, как в училище, да и сами курсанты к выбранному пути относились более осмысленно. Владелен не только увлеченно постигал тонкости будущей профессии, но и с упоением улучшал мастерство...трубача.
– Влюбился в этот инструмент еще в школе, когда мне было лет 12.Больше всего тогда хотелось совершенствовать исполнительское мастерство. Именно технику! Когда начал учиться в университете, началось осмысление, а что я, собственно, играю-то? Мой педагог требовал, чтобы я сам представлял, создавал и доносил образ людям. Это было очень сложно! – признается Владелен.
– Вообще, среди трубачей, это сугубо мое мнение, не очень распространено думать об образе. Ведь много технических сложностей, и люди думают не столько о том, что они играют, а как это сделать. Им кажется: если все ноты сыграли правильно, то уже молодцы! А я учился мысленно отодвигать технические возможности на второй план, а на первый выводить образ. Как любил повторять мой педагог: «Я не учу трубачей, я учу музыкантов». И я очень благодарен сейчас, хотя тогда не всегда его понимал. И до музыкантов всегда стремлюсь доносить, что как бы они хорошо не играли технически, важно, чтобы мы мыслили в одном направлении, – объясняет Бабичев.
– Говоря откровенно, когда поступил на дирижерское отделение, не очень понимал, в чем суть этой профессии. Тогда, наверное, был в большей степени инструменталист. Теперь вообще не жалею, что стал военным дирижером. Для меня сегодняшнего только играть на инструменте, хотя до сих пор очень это люблю, уже мало. Когда ты стоишь у дирижерского пульта, то получаешь совершенно иные эмоции, – говорит он.
Оркестр мечты
Всероссийский конкурс военных дирижеров стал для старшего лейтенанта очередным вызовом. Надо отметить, что это был второй в истории современной российской армии профессиональный конкурс такого уровня. Впервые он прошел в 90-х годах прошлого века. И вот после долго перерыва – снова авторитетный смотр. Жюри было многочисленным и титулованным. А самым ярким впечатлением для молодого профессионала стала работа с Центральным военным оркестром Минобороны РФ.
– Это лучший военный оркестр в стране! И для молодого дирижера подойти к нему большая удача. Я волновался так, как будто никогда не подходил к оркестру, – смеется Владелен. – К счастью, не я один. Все конкурсанты чувствовали себя школьниками! Поэтому мы все были на равных условиях. Такая возможность была как глоток другого воздуха. Я понял, по какому пути нужно идти в работе, свои слабые и сильные стороны.
– После этого конкурсного этапа я еще раз дирижировал оркестром на концерте, посвященном 100-летию оркестровой службы Министерства обороны России. Нас отобрали троих. И опять было волнение, но уже не такое. Здорово было ощущать себя дирижером такого оркестра! – вспоминает он.
В конце мая у Бабичева был очередной экзамен. Специально для юбилейного фестиваля «Амурские волны» Владелен составил партитуру из классической музыки, которая прозвучала совсем по-новому.
Кому нужны конкурсы
Конкурсные выступления, равно как и такие музыкальные праздники, как «Амурские волны», жизненно необходимы не только публике, но и самим военным оркестрам, считает Бабичев.
– Для дирижера фестиваль – тоже огромный опыт и праздник. Приезжают другие оркестры, коллеги. Мы общаемся, обмениваемся опытом, смотрим друг на друга. У нас, военных дирижеров, есть академическое образование. И, конечно, фестивальные площадки дают возможность показать себя с этой стороны, – рассуждает он. – Ведь основанная задача военного оркестра – это плац. Наш приоритет – это ритуалы: парад, присяга, вечерние проверки. А тут, на фестивале – совсем другая жизнь!
– Знаете, где видна рука военного дирижера? Программа, которую исполняет оркестр, его звучание и, в том числе, строевые приемы, дефиле. Но будет очень скучно, если люди с нашим образованием будут дирижировать только маршами. Хочется показать, что военный оркестр может все! – настаивает Владелен Бабичев. – Как говорил основатель фестиваля, имя которого он сейчас носит, Валерий Халилов: «Хороший оркестр – это хороший дирижер». Мы несем людям радость, настроение, наша задача – удивлять. Надеюсь, это получается...
Екатерина Дроздова. Фото Ольги Цыкаревой