На смену «японцам» приедут «китайцы»?
После введения санкций авторынок на Дальнем Востоке оживился. Скачки валюты, неразбериха с таможней и санкциями привели к предсказуемым последствиям. Сначала пошли в рост цены на запчасти и техжидкости. Потом поднялись цены на ассортимент автосалонов. Сейчас их потенциальные клиенты сделали выбор в пользу вторичного рынка. В западной же части страны с надеждой смотрят на китайский автопром. В Поднебесной же пока этих надежд не оправдывают. Но для начала...
Заглянем на рынок
На самом крупном авторынке Хабаровска в начале мая было многолюдно. Очередь из желающих обменять «железного друга» на пачку купюр начинается еще перед входом. Здесь собираются самые экономные: ведь за место на рынке нужно платить, а за воротами – свободная экономическая зона.
Чтобы разобраться с ассортиментом, мы пригласили с собой специалиста. Виктор Ваганович занимается перепродажей автомобилей больше 30 лет. Начинал в 90-е как перегонщик – покупал машины под заказ в Находке и привозил в Хабаровск. Сейчас держит небольшой автосервис, но и старого бизнеса не бросает.
«У нас уже давно сложился такой принцип в обществе, что новому ВАЗу или «Ниве» предпочтут пусть и с пробежкой, но «японца», – рассказывает он, прохаживаясь между рядами с самым свойским видом. – Вот смотрите, «Камри» 1994 года. Это третье поколение, хороший кузов, но могут быть проблемы с автоматом. 120 тысяч рублей за такую – вполне приемлемый ценник сейчас. Во Владивостоке можно сторговаться и за семьдесят, но нужно учитывать, что придется гнать сюда. Если продавец умолчал о каком-то косяке, можно встать надолго. Вот из того же сегмента за 110 тысяч – «Карина». Она постарше. Из минусов для горожанина – дизель, но как рабочая лошадка годится».
Такие машины, по словам собеседника, берут для работы, на доставку или развоз продукции. А начинающие водители на таких машинах предпочитают набивать свои первые шишки. Последние руководствуются принципом «разбить машину за 500 долларов или за пять тысяч – это две большие разницы». И ошибаются.
«Во-первых, старые машины, они и есть старые, – рассказывает Виктор. – Нужно быть готовым к возможным вложениям, если что-то выйдет из строя. Запчасти на такие купить можно, но цена ремонта может превысить стоимость авто. Во-вторых, ОСАГО на них выйдет дороже. В-третьих, это тачки с норовом. Придется привыкать, а для «чайника» дорога и так стресс. Словом, я такое не рекомендую. Лучше выбрать что-то подороже».
Подороже – это автомобили 2000–2010 годов выпуска. Средний ценник здесь колеблется от 500 тысяч и до миллиона рублей. В основном, это дамские машинки – «Витсы», «Платцы», «Марчи» или популярные у таксистов «Приусы».
«Во Владике или Находке такой можно взять раза в два дешевле», – показывает Виктор на «Витц» 2009 года выпуска за 450 тысяч. Его владелец вмешивается в разговор: «Ага, иди, найди!» – и тут же отмечает, что машина в идеальном состоянии. Покупал для дочери. Кстати, почти каждый продавец машин, желая отметить достоинства своего лота, непременно весомо добавит: «Девушка ездила». Такой своеобразный «знак качества».
Машины премиум-сегмента чаще всего поручают агенту. Он, понятно, возьмет свою комиссию, но сумма будет некритичной. Иногда стоимость авто не слишком впечатляет, иногда способна вызвать у неподготовленного зрителя шок. Как рассказал отрекомендовавшийся Юрием агент по продаже автомобилей, спрос на них стабильно высок. А цена практически не выросла. В среднем от полутора до трех миллионов рублей. «Да вы посмотрите на сайтах! – настойчиво предлагает Юрий. – Там еще дороже, гарантий никаких, а у нас все четко. И в ГИБДД поможем, и с ОСАГО, и машины проверенные все, без долгов и арестов».
«На сайте глянь»
Кстати, да. Сайты в последние годы существенно оттянули на себя покупателей с рынков. Согласитесь, куда удобнее дома, у ноутбука, за чашечкой кофе просмотреть приглянувшиеся варианты, чем ехать через полгорода и выбирать «железного друга», ежась от пронизывающего ветра.
Если есть интерес в авто без пробега, то можно обратиться в фирму, занимающуюся поставками непосредственно из Японии. Большинство из них имеют сайты с формой обратной связи. Но можно поискать через социальные сети или специальные группы, да в том же Телеграме. Правда, не нужно забывать о том, что процесс доставки автомобиля из-за мер экономического воздействия сильно затруднен.
– На аукционах Японии цены на подержанные автомобили сильно упали, – рассказал один из трейдеров Артем Егоров. – В среднем ценник стал ниже процентов на 10 по сравнению с декабрем. Причина в том, что крайне низок внутренний спрос в этом сегменте японского рынка. Они же для себя их не берут – экологический сбор огромный. А Россия – один из основных импортеров подержанных иномарок. Но сейчас их коммерческий ввоз сильно ограничен. Машины стоимостью от шести миллионов йен вообще запрещены к ввозу в РФ.
Во-первых, старые машины, они и есть старые: нужно быть готовым к возможным вложениям, если что-то выйдет из строя. Запчасти на такие купить можно, но цена ремонта может превысить стоимость авто. Во-вторых, ОСАГО на них выйдет дороже. В-третьих, это тачки с норовом».
– Однако для частных лиц ограничения несколько отличаются. Понятно, что человек не повезет для себя целый пароход машин. Но одну-две – можно, – объясняет Егоров. – Стоимость доставки до порта, плюс доставка до Хабаровска зависят от лота и аукциона. Есть аукционы в разных префектурах, в которых разные экологические стандарты, поэтому может быть разная стартовая цена. В разное время стоимость даже одних и тех же машин может отличаться – как ценник в агрегаторе такси, например, так как зависит от большого количества факторов. Поэтому только на доставку авто в Россию можно потратить в среднем 50-100 тысяч рублей.
Саму схему работы бизнесмен не раскрывает, ссылаясь на коммерческую тайну, но уверяет – все законно.
«Риски при покупке у собственника, найденного в интернете, или на авторынке – на самом деле одинаковые, – отмечает наш эксперт. – На сайте даже поменьше будут. Продавцы на сайтах и трейдеры, работающие с аукционами, дорожат своей репутацией, любой негативный отзыв может испортить бизнес. Хотя, пройдохи есть везде».
На западе – затишье
А что же остальная часть нашей необъятной Родины, спросит читатель. Там авторынок тоже потрясло. Как недавно сообщили эксперты «Открытие Авто», за январь-апрель в стране более чем на 30% подорожало большинство популярных автомоделей.
Быстрее всех росли в цене китайские автомобили, а лидером оказался Chery Tiggo 8 Pro, который прибавил с 2,2 до 3,6 млн рублей, то есть более чем в полтора раза! Его соотечественник Haval Jolion подорожал с 1,67 до 2,62 млн рублей.
Такое поведение дистрибьюторов, умноженное на проблемы с поставками, не замедлило сказаться на продажах. Тот же Tiggo 8 Pro, напомним, в первый полный месяц продаж в апреле 2021 года нашел 367 покупателей, а в апреле 2022-го продажи модели сократились в 3,7 раза!
Седан Volkswagen Polo, запасов которого осталось лишь несколько сотен машин на всю страну, еще предлагали за 1,82 млн рублей (+43,5%). Собратья Polo по классу – Hyundai Solaris (+42%) и Kia Rio (+36%) – жизненный цикл на рынке России не прекращают, так что аппетиты продавцов здесь скромнее. Два Renault – Logan (+38%) и Sandero (39%), а также две попавшие в топ-20 Lada – Largus (+39%) и XRay (+30%) – стали стоить примерно одинаково – 1,3-1,4 млн. Кроссоверы Renault Duster, Mazda СX-5, Hyundai Creta, Nissan X-Trail и Nissan Qashqai, Kia Seltos и Hyundai Tucson прибавили в среднем от 30 до 40%. И наконец, два седана Kia – K5 и Cerato – подорожали на 32-35%.
Банковские эксперты отмечают, что в апреле уже не было столь сильного скачка цен, который наблюдался в конце февраля – начале марта. Большая часть марок умерила свои аппетиты, а четыре дистрибьютора в апреле и вовсе не стали переписывать ценники: Renault, Kia, Nissan и Lada.
«Французы» и «японцы», объявив о закрытии своих заводов в России и пока не имея возможности поставлять на рынок авто из-за санкций, похоже, понимают, что не стоит повышать цены на товар, которого, по сути, нет в наличии. А Kia и Lada активно переписывали ценники в первые три месяца и сейчас, видимо, просто взяли паузу.
В целом среди топ-20 моделей не нашлось ни одной, средняя цена которой была бы в апреле ниже 1,3 млн руб. Хотя еще в январе можно было найти пять таких моделей, две из которых – Largus и Logan – были даже дешевле миллиона.
Падение покупательной способности не позволяет сегодня продавать большинство авто по тем ценам, которые обозначены в прайс-листах шоу-румов. Но это вовсе не означает, что продавцы со временем станут продавать машины дешевле. Целый ряд иностранных моделей, которые зимой входили в первые 40-50 наиболее востребованных, весной превратились в дорогие дефицитные «игрушки». Их поставки пока не были возобновлены. Речь о моделях Renault, Volkswagen, Nissan, Toyota, немецких и японских премиальных машинах.
В свою очередь, «корейцы» и Lada, хотя и тоже серьезно росли с начала года, но «потолок» цены в 1,5-2 миллиона рублей для массовых седанов пробит не был. Кроме того, АвтоВАЗ, заявив о планах выпускать авто без подушек безопасности, датчиков и систем управления ABS и ESP, будет вынужден снижать цены на такие машины. И не на 10-15 тысяч, а больше. Иначе такие небезопасные автомобили едва ли заинтересуют покупателей.
В целом рынок переживает исторический минимум объемов. Продолжавшие работу все весенние месяцы дистрибьюторы несут финансовые потери, на складах западных импортеров мало что осталось, отмечают эксперты.
И наконец, китайские концерны, авто которых еще вчера были очень востребованы, но сегодня вдруг стали недоступны для большинства российских клиентов, будут вынуждены везти к нам более простые и дешевые модели. Еще один вариант для них – делать так, чтобы конечная цена машины для покупателя была более выгодной за счет поддержек по trade-in, кредитам и страховке. Однако пока это только прогнозы.
Евгения Молотова, Марина Кутепова