Рубрика: Культура

Как выживали дальневосточные аборигены 

В Гродековском музее Хабаровска запустили цикл встреч, из которых можно узнать об истории и культуре Дальнего Востока, а заодно – получить полезные навыки. Например, научиться выживать в тайге так, как это делали нанайцы или орочи.

Допустим, вы оказались в лесу. Где находится ближайший островок цивилизации – неизвестно. К счастью, поблизости оказалась река, и вы с горем пополам смогли добыть рыбу. Что дальше? Пора позаботиться об укрытии и одежде. Шалаш из веток – вариант неплохой, но от дождя надежно не укроет. То ли дело – навес из бересты!

Отковырять кору от ближайших деревьев – только полдела. Пластины нужно сшить (для этого стоит нарезать кожу рыбы и повесить ее сушиться), а материал не из тех, что хорошо гнется. Но это дело поправимое! Всего-то нужно выварить бересту в котле до тех пор, пока она не станет гибкой. После этого можно сшить себе полноценное укрытие от ливня.

Рыба накормит и оденет

О существовании отходов лучше забыть. Особенно, если речь идет о рыбе. Из ее чешуйчатой кожи можно сделать одежду, которая будет мягкой, но останется водонепроницаемой. Для этого слои кожи нужно очистить и сложить в специальное устройство – «мялку». Выглядит она как ступа с колотушкой.

– Кожа разных пород рыб подходила для разных изделий. Для сапог брали ту, что плотнее, для одежды – ту, что тоньше, – рассказала экскурсовод Гродековского музея Ирина Вакуленко. – Многое зависело от выделки. Разминали кожу специальным устройством – мялкой. Это деревянная ступа с колотушкой. Кожу складывали в несколько слоев, помещали в мялку, зажимали ее между ног, а затем долгое время отбивали. Потом кожу смазывали специальной кашицей из подсушенной красной икры и отбивали еще раз.

Материал, вопреки ожиданиям, рыбой не пахнет. Мягкий, приятный на ощупь, он становился основой для верхней одежды, обуви, сумок. В дело шли все до единого обрезка – из них варили клей.

– Обрезки рыбьей кожи складывали, а затем варили. Чем дольше варили, тем плотнее он становился. Затем субстанцию остужали и разрезали на брусочки. Чтобы что-то им склеить, брусочек смачивали. Так приклеивали мелкие детали, например к амулетам, – объяснила экскурсовод. – Если вы пошли на рыбалку и вдруг вам понадобился клей, выручала та же кожа рыбы. Рыбу сготовили себе на ужин, а кожу намотали на палочку, подержали над огнем. Выступает как раз капелька клея, которой можно приклеить все, что нужно. Чем не клей «момент»?

Окунитесь в «Среду.ДВ»

Рассказывать обо всех «лайфхаках» коренных дальневосточников, перечисленных во время экскурсии, мы не будем. Лучше сходить и перенять опыт в более подходящей для этого обстановке.

Заодно можно поглядеть на обновленный зал этнографии – его открыли в сентябре прошлого года. Теперь гостей встречает карта, на которой обозначены исторические места проживания аборигенов, а их историю можно узнать на интерактивных панелях. Но у некоторых все еще сохраняется стереотип, что музеи – это скучно, а «движуха» в них бывает разве что на ежегодных масштабных акциях.

К примеру, «Ночь в музее» во многом стала популярна благодаря возможности заглянуть в залы под покровом темноты, а заодно оценить специально подобранную для этого случая программу. Но при Гродековском музее существуют и другие программы, позволяющие ощутить все то же самое, но уже не раз в год. Один из проектов – «Среда.ДВ»

– Встречаемся несколько раз в месяц по средам. Проводим не только лекции, но и мастер-классы, экскурсии, дискуссии – форматы самые разные. Начали со стратегической игры, посвященной истории освоения дальневосточных земель со времен существования Манчжурии (см. стр.13 – Прим. Ред.). Можно было почувствовать себя стратегом, дипломатом, – рассказала работник музея Евгения Кузьменко.

Одна из недавних встреч, по словам Кузьменко, была посвящена «темной стороне» Хабаровска. За парадными фасадами города на рубеже XIX-XX веков скрывались опиумные курильни, дома терпимости и так далее. Эти темы не поднимаются на обычных лекциях. Поэтому их и выбрали в музее. Хотелось чего-то острого и провокационного, чтобы заинтересовать молодежь и не только.

– Мы сейчас пробуем темы, раскручиваем проект, отслеживаем спрос. Есть встречи, на которых гости сразу отмечают, что хотели бы повторить, побывать на них с друзьями, – отмечают в музее. – Так что в будущем планируем расширять спектр, а то, что пользуется популярностью, можно будет повторить!

Ольга Цыкарева/ Фото автора