Когда поставят преграду лжетеррористам?
Эвакуации школ, ставшие в Хабаровске практически ежедневным явлением, вызывают возмущение родителей и педагогов. Дети отстают в учебе, не успевают подготовиться к экзаменам, да и просто остаются без присмотра из-за отмены уроков. Правоохранители «по традиции» скупы на комментарии, но связывают нынешние лжеминирования со спецоперацией на Украине. Увы, с высоких трибун мы пока не услышали какого-то решения проблемы, которая трясет россиян, напомним, еще с 2016 года. Но, может, мы плохо слышим?
Свыше трех тысяч случаев ложных сообщений о терактах выявлено в России только за три первых месяца года, сообщали в апреле в МВД России. Хабаровск, судя по всему, только частный случай этой необъявленной «минной войны», однако разве от этого легче?
Так, в этом году в краевой столице школы, детсады, торговые центры и прочие учреждения «минировали» уже почти два десятка раз: при этом семь случаев зафиксировано в апреле и уже пять раз - в мае. Также атаке «минеров» подверглись больницы, несколько раз - хабаровская мэрия и аэропорт. А 22 апреля впервые в истории эвакуироваться пришлось работникам аппарата и депутатам краевой думы.
«В школе - эвакуация, детей отпускаем домой», – это тревожное сообщение уже стало привычным в родительских чатах. Срыв учебного процесса в школах и присмотра детсадах происходит все чаще. С очередного привычного ЧП началась и эта трудовая неделя, 16 мая. Случай «лжеминирования» 17 мая стал пятым в Хабаровске за этот месяц, а всего, как посчитали в государственном информагентстве РИА «Новости», 19-м с начала года! Причина все та же – сообщение о якобы минировании образовательных учреждений. Правоохранители проверяли школы и детские сады, а ребят отправляли по домам.
– Городским управлением образования принято решение об эвакуации школьников и педагогического состава, – говорилось, к примеру, 16 мая в официальном сообщении на сайте хабаровской мэрии.
Новая «норма»
Проигнорировать эвакуацию в российских школах в таких ситуации не могут, задача педагогов и руководства - безопасно и быстро вывести детей из здания. Но, как мы заметили, с недавних пор тактика эвакуации школьников все же изменилась. Если раньше при поступлении тревожной информации всех учеников просто отправляли по домам, то теперь школьников в некоторых учебных заведениях лишь выводят из здания на улицу. Ребята ждут у крыльца или на школьном стадионе, а спустя время их возвращают на уроки.
– На втором уроке у нас началась эвакуация. Нас отправили погулять. Но сказали, чтобы в 11 часов мы снова вернулись, – рассказал нам, к примеру, Саша, ученик школы №85. – Учеба продолжилась. А на следующий день у нас снова была эвакуация...
Как пояснили прессе в городском управлении образования, учебный процесс корректируется в зависимости от скорости завершения проверок. В большинстве случаев поднадоевшие и родителями и учителям эвакуации не касаются второй смены. Ведь в случае ранних утренних «тревог» сотрудники правоохранительных органов обычно успевают проверить учебные заведения еще до начала уроков у тех, кто учится после обеда.
«Срывы не повлияют»
Тем не менее, из-за участившихся атак лжетеррористов дети не успевают пройти образовательную программу вовремя, а педагоги вынуждены увеличивать нагрузку на учеников.
– Уроки срываются несколько раз в неделю. Нам приходится переносить изучение намеченной темы на другой день. А там тоже может быть очередная эвакуация. Со своим классом мы отстали по учебному плану уже больше чем на неделю! От руководства поступают указания – «нагнать». А как это сделать-то, если уроков просто не хватает? И ведь еще нужно провести проверочные работы. Несколько раз эвакуация приходилась как раз на разгар итоговой контрольной, – рассказала нам на условиях анонимности учительница одной из хабаровских школ. – Да и сами дети уже очень расслабились! Особенно младшие классы. В старшем звене, от своих коллег я знаю, что ребята, да, очень переживают за подготовку к экзаменам. Ведь до них осталось меньше месяца. А с детьми приходится работать дополнительно, больше заданий давать на дом и на самостоятельное обучение.
Ситуация осложняется тем, что, напомним, с 26 мая начнется итоговая аттестация – ОГЭ для девятых классов, ЕГЭ - для 11-го. Поэтому каждая школа сейчас проводит корректировку планов и программ.
Впрочем, в городском управлении образования уверены: подобные срывы не повлияют на учебный процесс, и все школьники успеют освоить программу. Возможность продления учебного года на тот момент не рассматривалась.
– Действительно, школьную программу приходится корректировать, но весь материал в полном объеме будет выдан и изучен. Предусмотрены часы на повторение, за счет их все будет усвоено. Наверстывать упущенное будем всеми возможными способами, – уверяла начальник управления образования Хабаровска Татьяна Матвеенкова.
Путин поможет?
Родители не столь оптимистичны в своих прогнозах и активно обсуждают в соцсетях резко «разбухшие» домашние задания. И, конечно, возмущены тем, что многие темы ребятам приходится осваивать самостоятельно.
– У моего сына, девятиклассника, сейчас идет подготовка к экзаменам. Но из-за этих ... эвакуаций, детям приходится идти домой, срываются уроки, нервничают родители, дети. Сын переживает, что не сможет подготовиться! Приходится подстраиваться под ситуацию. Думаю, придется ходить к репетитору, – сетует хабаровчанка Ольга.
К слову, еще в конце апреля сообщалось, что обеспокоенные мамы и папы даже готовят обращение к президенту РФ Владимиру Путину, в котором просят обратить внимание на проблему.
«В связи со значительным невыполнением учебной программы учителя увеличивают объем домашних заданий и самостоятельных работ по изучению материала, по факту не проводя уроки. Вся нагрузка по обучению детей ложится на плечи родителей, которые весь день находятся на работе, а поздно вечером выполняют функционал учителей», – цитирует обращение родителей хабаровских школьников DVHAB.ru. А еще авторы проекта письма обращают внимание главы государства на то, что дети во время таких эвакуаций остаются без присмотра и это угрожает их безопасности.
В обращении к президенту люди также хотели попросить проверить работу силовых структур и разобраться, почему злоумышленники, уже не один месяц рассылающие сообщения о «минированиях», до сих пор не пойманы?
Поймали, поймали
Впрочем, одного хабаровского лжеминера все-таки поймать удалось. Им оказался 17-летнего подросток, который не хотел идти на уроки. Парень позвонил на номер «112» о заложенной бомбе в своей школе в Железнодорожном районе. Информация о бомбе не подтвердилась, зато спецы смогли отследить лживый звонок. И 13 мая в пресс-службе МВД по краю сообщили: подросток задержан, возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 207 УК РФ «Заведомо ложное сообщение об акте терроризма».
Однако, помнится, что о подобных поимках несмысленышей-одиночек, решивших под шумок присоединиться к «празднику непослушания», периодически сообщают то в одном, то в другом регионе. Увы, почему-то кажется, что ко «всеобщему минированию» российских школ и детсадов эти «горе-герои» чаще всего отношения не имеют.
Для тех, кто вдруг не в курсе, напомним: от лжетеррористов страдают не только хабаровские школьники. Волна подобных сообщений, судя по СМИ, недавно накрывала и другие регионы - Камчатку, Самарскую и Тюменскую, Липецкую и Саратовскую, Архангельскую, Ростовскую и Нижегородскую области. И ни в одном регионе сообщения не подтвердились – сотрудники правоохранительных органов не нашли взрывных устройств. И насколько мы можем судить, с 2017 года, когда мы регулярно стали писать об этой проблеме, ни одно подобное сообщение о массовых «минированиях» не подтвердилось. К счастью.
Прогноз и диагноз
Впрочем, теперь полицейские уже твердо связывают участившиеся случаи сообщений со специальной военной операцией.
– Анализ статистических сведений о преступлениях, предусмотренных статьей 207 УК РФ, позволяет сделать вывод о том, что после начала специальной военной операции Российской Федерации на территории Украины количество зарегистрированных российскими правоохранительными органами заведомо ложных сообщений об актах терроризма резко возросло, – сообщали в середине апреля на сайте МВД России.– Так, с 1 января по 24 февраля 2022 года следственными органами МВД России возбуждено порядка 1200 уголовных дел по признакам вышеуказанных преступлений. А за период с 24 февраля по 25 марта 2022 года (всего за один месяц) количество ложных сообщений о терактах составило 2172, то есть криминальная активность в этом направлении увеличилась более чем в три раза.
В пресс-службе МВД России также поделились прогнозом: в ближайшее время активность преступников, связанная с распространением ложных предупреждений о терактах, продолжит расти. И что?! Какие меры чиновники и силовые органы намерены предпринять в связи с этим? По нашему скромному мнению, в наших верхах, давно поднаторевших во всяких политтехнологических штучках, могли бы, к примеру, создать некий иноформационно-аналитический центр, который бы информировал граждан и предлагал бы руководству какие-то варианты выхода из «минерного тупика». Можно, к примеру, регулярно менять электронную почту, на адреса которой регулярно поступают угрозы или подключить к делу пресловутых российских хакеров. Да мало ли что могут предложить эксперты и взволнованные граждане, желающие положить конец этим угрозам?
Свыше трех тысяч случаев ложных сообщений о терактах выявлено в России только за три первых месяца года, сообщали в апреле в МВД России.
А пока создается впечатление, что тем, кто задумал подложить «мину» под нашу стабильную жизнь, их задумка удается. И затянувшееся молчание о явно ненормальной ситуации на пользу нам всем не идет...
Виктория Андреева