Легпром края объединят в Ассоциацию
Знаете ли вы, что носки, сделанные в Хабаровске, сегодня покупают и на Сахалине, и в Москве? Хотя экономические санкции усложнили жизнь многим предприятиям края. Прокладывать новые логистические цепочки, договариваться о поставках материала через «третьи руки» приходится и крупному бизнесу, и субъектам МСП. Но предприниматели не сдаются и даже готовы наращивать объемы выпускаемой продукции, если им помогут краевые власти. Зачем в регионе хотят создать Ассоциацию предприятий легкой промышленности, узнавал наш корреспондент.
Власти сегодня заинтересованы в развитии местных производств.
– В условиях повышенного спроса на продукцию отечественного производства министерством ведется работа по продвижению продукции местных компаний на внутренний рынок. С предприятиями прорабатывается вопрос поставок текстильных изделий и одежды для нужд краевых учреждений. Потенциальными заказчиками выступают организации образования, культуры, здравоохранения края, – объяснял прессе Павел Коротеев, начальник отдела гражданских отраслей управления промышленности Минпромторга края.
По словам Павла Коротеева, отрасль легкой промышленности региона готова к расширению рынков сбыта. На многих предприятиях уже создан полный цикл производства – от проработки идей швейных изделий до продаж конечному потребителю. Продукция хабаровских компаний реализуется уже не только на Дальнем Востоке, но и выходит на федеральный рынок.
К примеру, носки, сделанные в Хабаровске, покупают и на Сахалине, и в Москве. Об этом с гордостью говорит технический директор предприятия Григорий Казак. Начинали производство четыре года назад – купили в Китае 12 кругловязальных аппаратов, в прошлом году поставили еще столько же. В месяц здесь могут производить 120 тысяч пар носков, но пока объем готовой продукции не превышает 100 тысяч.
Начинать было не просто, вспоминает Казак. Специалисты из Поднебесной настроили аппараты и уехали восвояси, а до всех нюансов приходилось доходить собственным умом.
– Зато сегодня знаем, почему, например, нитка рвется, иголки ломаются, – говорит Григорий Казак. – Вообще линия автоматизированная: информация выводится на экран, оператор видит, сколько времени тратится на один носок, количество рядов в изделии, какие нитеводы подключаются. В среднем на носок уходит около двух минут. Вязка начинается с резинки, потом подшивается борт. Это уже современные технологии, не как в СССР было, теперь резинка комфортная. Причем пятка и носок вяжутся одинаково. Техника должна работать безотказно на скорости 300 оборотов в минуту в режиме «24/7».
С марта стоимость сырья резко подскочила, говорит Григорий Казак. Запчасти тоже подорожали в два-три раза.
– Мы планируем развивать производство, хотим построить свой цех – этот в аренде. А также поставить еще станки и производить подследники, или шерстяные носки, как бабушки вяжут, ведь ассортимент зависит от спроса, – говорит Казак. – Можем выпускать какие угодно изделия. Но любое производство идет от потребности. Если наша Родина скажет: друзья, нужно произвести носков, потому что нашим людям нужно ходить в нормальных носках – мы сделаем! Ведь мы работаем в условиях честной конкурентной борьбы уже четыре года: делаем качественную продукцию за приемлемые деньги. Значит, и с госзаказами для военных или пожарных справимся. Просто нам нужен гарантированный сбыт – и носками обеспечим хоть всю страну!
Не опускают рук и на другом хабаровском предприятии, которое занимается изготовлением перчаток. Хотя 80 процентов сырья, которое здесь используется – импортного производства. С приходом санкций работать стало сложно, говорит главный инженер дальневосточной фабрики перчаток Олег Артемьев. Ведь в России не производят ниток, даже в Иваново, их приходится закупать за рубежом.
– С марта сырье выросло на 30-40 процентов, пришлось поднять отпускные цены, – объясняет Артемьев. – Катушки с нитками мы покупаем в Китае, там в связи с коронавирусом сложности с фрахтом, не хватает контейнеров для перевозок по морю, фрахт вырос в три раза. Сырье закупаем по отдельным контрактам, кроме КНР, это у нас Индонезия, Индия, и Россия, естественно. Перчатка вяжется три минуты, одной бобины ниток весом в шесть килограммов хватает на 80 пар. Мы запустили производство в 2013 году, у нас работает 120 вязальных машин китайского и японского производства.
– Производим порядка 600 тысяч перчаток в месяц. И это мы пока лишь на 80 процентов от полной мощности работаем! – уверяет главный инженер. – Сейчас ищем поставщиков в России, но нам нужна поддержка правительства края: необходимы долгосрочные льготные кредиты под низкий процент, ведь поставщики, особенно зарубежные, сейчас работают только по предоплате.
В министерстве промышленности и торговли Хабаровского края говорят, что сегодня в легкой промышленности региона работает порядка 160 субъектов малого и среднего бизнеса. Из них крупных – примерно 10%, где численность работников доходит до 50 человек. Чтобы предпринимателям было проще решать сложные вопросы импортозамещения, в крае намерены создать Ассоциацию предприятий легкой промышленности.
– Одно дело, когда предприятие точечно обращается за помощью, другое – уже какое-то сообщество предприятий. Все крупные отрасли имеют свои ассоциации, металлурги, машиностроители, почему бы легкой промышленности не создать свою?! – считает Павел Коротеев из Минпромторга края.
Власти региона сегодня оказывают поддержку малому и среднему бизнесу по многим направлениям. Например, в крае снижена налоговая ставка для тех, кто работает по упрощенной системе.
Фонд развития промышленности выдает льготные займы до ста миллионов рублей. А летом в ФРП планируют предложить малому и среднему бизнесу еще одну меру поддержки: предприятия смогут подать заявку и получить грант на компенсацию значительной части затрат, а также на погашение процентов по кредитным договорам, если они были заключены для пополнения оборотных средств. На эти цели региональному фонду развития промышленности из федерального бюджета выделят больше 50 миллионов рублей. Бизнесу есть о чем подумать...
Мария Полякова