Когда макулатура превращается в деньги
Согласно задачам национального проекта «Экология» к 2024 году Хабаровский край должен сортировать порядка 70 процентов производимых отходов, и больше половины от этого количества – пускать в переработку. Сейчас показатели отстают от плановых в несколько раз. При этом местные предприятия-переработчики могли бы утилизировать больше продукции, чем делают сегодня. Что им мешает перерабатывать, например, макулатуру?
К омпания «Планета» работает в Хабаровске уже четверть века. Завод по утилизации бумажного сырья и полиэтилена разместился на Пятой площадке. Здесь делают серую и белую туалетную бумагу, бумажные салфетки, упаковочные мешки и целлюлозные ячейки для яиц – всего около 50 наименований продукции. Сейчас на предприятии работает две линии по производству бумаги из макулатуры. Новую, стоимостью 78 миллионов, приобрели в 2020 году, а в 2021-м настроили и пустили в дело.
Сначала картон, газеты, журналы, книги и другую макулатуру сортируют. На этом участке работают несколько женщин. Вера Кель трудится на производстве уже больше 20 лет. Сначала стояла на фасовке салфеток, потом её перевели на сортировку бумаги.
– Салфеточку делаем из белой-
белой офисной бумаги, – рассказывает сортировщица Вера Кель. – Газетная, с печатным шрифтом бумага идёт на серую туалетную бумагу. Работа не самая сложная, но без трудностей не обходится: бумага очень сильно режет руки и ноги. Вот, видите, я в теплом трико сижу, а перчатки на свой размер найти не могу – у меня руки маленькие, поэтому кожа постоянно в микропорезах.
Размочить и вымыть
Вся бумажная масса подаётся по конвейеру в гидровзбиватель, там она размачивается водой, размалывается, фильтруется, проходит несколько раз через сито. Бумажное волокно промывают, из офисной белой бумаги вымывается мел.
Для изготовления супербелой туалетной бумаги и салфеток используют определённые химические средства, на серую туалетную бумагу расходуют только воду. Потом бумажная масса подаётся на бумагоделательную машину, рулоны готовой бумаги режут в зависимости от заказанного ассортимента.
– Мы на этой новой линии можем до 30 тонн макулатуры за сутки переработать, – говорит Константин Гусев, директор компании «Планета». – А в месяц – до тысячи тонн. Но сейчас делаем не больше 600 тонн. Почему? Сложно с покупкой сырья, есть сложности с деньгами, потому что увеличилась цена на макулатуру на 300 процентов за год. Не на 30, а на 300! По договорам поставки нашей продукции в торговые сети мы смогли увеличить за год ее стоимость только на 30 процентов, а нам надо на 50.
Для предприятия это серьезный разрыв. В прошлом году макулатура стоила от трёх до пяти тысяч рублей за тонну. Сейчас ее закупают по 12-15 тысяч. На Дальнем Востоке доходит даже до 17 тысяч за тонну.
– А мы-то идём с ценами за западом, ну то есть за Москвой и так далее, а там уже до 27 тысяч доходит за тонну. Так что через полгода у нас тоже будет 27 тысяч за тонну. А это неминуемо потянет за собой и увеличение стоимости готовых изделий, – сетует Константин Гусев.
Без остановки
После переработки макулатуры остаётся примерно семь процентов отходов: скрепки, скотч, кусочки пластика. Их тоже можно было бы переработать, говорит директор «Планеты», но нерентабельно покупать новую линию для столь небольшого количества мусора. Поэтому отходы вывозят на полигон в Ситу.
Что касается других «отходов» производства, используемая вода проходит очистку и используется повторно. Химию на предприятии практически не используют.
– Мы за 25 лет путь проделали такой, что хочется закрыться и отдохнуть, – продолжает директор компании «Планета» Константин Гусев. – Но нельзя – почти половина от всего, что мы производим – это бумажная ячейка для яиц. Если мы хотя бы на три дня остановимся – как предприятия будут работать? Это практически стратегический продукт. Запас на том же «Племтицезаводе» – не больше чем на две недели. Поэтому работаем без остановки. На 1-2 января остановим производство, чтобы люди праздник отметили, и потом придется менять воду – она за пару дней простоя зацветёт.
Сегодня в Хабаровском крае работает около 30 предприятий по переработке твёрдых коммунальных отходов (ТКО). Вторую жизнь дают пластику, картону, полиэтилену, недавно вновь стали перерабатывать пенопласт. Задача – как можно меньше отходов вывозить на захоронение на полигонах и как можно больше пускать в переработку.
– До 2024 года мы планируем 79 новых предприятий по утилизации отходов запустить в Хабаровском крае, – говорит Любовь Рахманова, заместитель начальника отдела комитета по охране окружающей среды министерства природных ресурсов Хабаровского края. – Это объекты по обработке, сортировке, утилизации и обезвреживанию различных отходов.
В Хабаровске действуют две мусоросортировочные станции – «Северная» и «Южная», куда как раз и свозят все твердые коммунальные отходы от домов. И уже на станциях их сортируют по полезным компонентам.
Экологический оператор
Министерство природных ресурсов Хабаровского края заключило соглашение с федеральным экологическим оператором. С 1 марта 2022 года он начнет работать по всей России согласно федеральной схеме обращения с отходами 1-2 класса опасности. Подготовительную работу край уже проводит.
Организована интерактивная платформа, где рекомендовано зарегистрироваться каждому предприятию, каждому индивидуальному предпринимателю. В дальнейшем они будут заключать договоры с федеральным экологическим оператором по обезвреживанию и вывозу таких отходов.
А пока дела обстоят следующим образом. За год жители Хабаровского края оставляют порядка 400 тысяч тонн твёрдых коммунальных отходов, жители Хабаровска – около 180 тысяч тонн. Примерно 11 процентов от всех ТКО сортируется, и лишь семь – перерабатывается. Чтобы показатели сортировки и переработки росли, нужно сделать систему раздельного сбора единой, считают экологи.
Что касается раздельного сбора отходов, то здесь и вовсе процесс в зачаточном состоянии. Во дворах Хабаровска сегодня стоит порядка 300 контейнеров для раздельного сбора коммунальных отходов. Можно предположить, что самим людям это не интересно, не выгодно. Однако это не так. В тех дворах, где управляющая компания заключила договор на сбор и вывоз макулатуры и пластика, жители многоэтажек платят меньше за вывоз основного объёма твердых коммунальных отходов. Вот вам и экономический стимул.
– Нам сегодня не хватает унификации, единого стандарта, который бы позволил людям чётко понимать: в синий бак кладем пластик, в зелёный – бумагу, вот в этот ящик складываем батарейки, а сюда – люминесцентные лампы. Всё пока очень стихийно. С одной стороны это позволяет очень много вариантов проработать, с другой – мы понимаем, что для такой огромной страны, как Россия, необходимы единые правила игры, – говорит руководитель регионального центра «ЖКХ-Контроль» в Хабаровском крае Владимир Сидоров.
Мария Полякова. Фото автора