Рубрика: Культура

Шаманы, памятники, природа

Знаменитый хабаровский Утес окутывает такое количество легенд, что с ними не сравнится даже знаменитая Башня Инфиделя. Какие тайны скрывает «Старухина гора» (так называли это место аборигены)? 

Утес как архитектурный объект появился во время войны – в 1943 году. По одним данным, объект построили, чтобы наблюдать за неприятелем на другом берегу Амура, по другим – как спасательный пост. Впрочем, обе версии могут быть верны.

Как спасательная, или водная станция КрайОСОВОДа, Утес, построенный по проекту архитектора Петра Старикова, работал и после войны, пока его не передали ЦПКО и не открыли в новом парковом объекте обзорную площадку с рестораном, в башне которого располагалась VIP-комната. Примерно десять лет назад объект наконец-то реконструировали, и он обрел свой нынешний вид. Сейчас он находится в ведении краевого музея имени Гродекова.

Стоит немного рассказать о создателе архитектурного проекта Утеса – Петре Андреевиче Старикове. Архитектор и художник родился в Хабаровске, учился в Ленинграде, где с отличием окончил архитектурный факультет. Свою профдеятельность начал в хабаровском тресте «Дальпрогор», а с 1941 года работал главным архитектором Хабаровска, курировал застройку Города юности. В 1945-м Старикова перевели в Крым, чтобы восстановить разрушенный войной Симферополь. В 1950 году он становится главным архитектором Ялты, а потом руководителем архитектурной мастерской в институте «КрымНИИпроект». Завершил карьеру Петр Стариков в должности главного архитектора института. 

Так что неслучайно у нашего Утеса есть схожие черты с рядом комсомольских и крымских зданий.

Приключения памятника

Рядом с Утесом располагается памятник генерал-губернатору Восточной Сибири, графу Муравьеву-Амурскому. Собственно, сначала здесь появился памятник, и только потом водная станция. Точнее, станция появилась, когда памятника уже не было. Вот такая запутанная история... 

Идея увековечить память графа и генерал-губернатора сначала появилась в светлых головах жителей Благовещенска, с которой они пошли по инстанциям. Как говорилось в обращении к правительству генерал-губернатора Восточной Сибири Анучина: «Во всей Восточной Сибири, и особенно на Амуре, граф Н.Н. Муравьев-Амурский пользовался большими симпатиями общества, а в Благовещенске давно уже благодарными гражданами этого города приготовлено место, на котором поклонники покойного желали бы видеть воздвигнутый в честь его памятник».

Высочайшее разрешение на сбор денег и увековеченье памяти дали. Всего за несколько лет удалось собрать огромную тогда сумму – 62 тысячи рублей. Но пока шел сбор, в дело вмешался генерал-губернатор Приамурья барон Корф, который предложил ставить памятник не в Благовещенске, а в Хабаровске. Государь-император согласился. В результате началась работа по созданию проекта, в конкурсе на который представили 18 моделей и один рисунок, а победу одержал академик Опекушин.

Затем модель памятника одобрил император Александр III. Камни для постамента в Хабаровск везли за 300 верст, саму статую доставляли морем через Одессу и Владивосток, частями. 30 мая 1891 года состоялось торжественное открытие и освящение памятника, которое почтил присутствием будущий император Николай II.

На памятнике закрепили пять бронзовых памятных досок с именами соратников Муравьева-Амурского, а ограду сделали из пушек и корабельных цепей. Чуть в отдалении поставили дом для караула. Это самый высокий монумент в дореволюционной России – аж 16 метров.

Простоял монумент до 1925 года, когда постановлением Дальревкома фигуру, как «не представляющую ни художественную, ни историческую ценность», сняли с постамента и отдали на хранение в музей, а затем и вовсе распилили – на металлолом. Постановление постановлением, но пишут, что фигуру графа сбросили с постамента глубокой ночью, а хабаровцы (тогда хабаровчан еще не было) негодовали и требовали объяснений акту вандализма.

Не место для вождей? 

Сначала место графа занял Ленин, но постамент оказался слишком большим для стандартной фигуры революционного вождя, смотрелся Ильич очень неубедительно и вызывал скорее насмешку, чем уважение. Но все же вождь простоял здесь до 1983 года. Потом Ленина все же сняли, на постамент установили ладью первопроходцев. Так она и красовалась возле Амурского утеса, пока перестроечные хабаровчане не начали кампанию по восстановлению памятника Муравьеву-Амурскому.

Повезло, что сохранились эскизы и модель, выполненные Опекушиным. По ним памятник восстановили, отлили и снова поставили на законное место. Кстати, деньги на монумент собирали так же, как и в позапрошлом веке – давали, кто сколько может. Открыли восстановленный памятник уже в постсоветской России, в 1992 году.

К слову, чуть поодаль от памятника графу ныне находится памятный камень, посвященный другому революционеру, сыну легендарного Ким Ир Сена – Ким Чен Иру, который в 2001 году посетил на своем бронепоезде Хабаровск. Очередной северокорейский вождь даже прогулялся по городу, побывав и на легендарном Утесе. Где сначала установили памятную доску, а затем и монумент, у которого постоянно лежат цветы – видимо, от благодарных потомков.

Вообще, как поговаривают, Ким Чен Ира с российским Дальним Востоком очень многое связывало. Мол, и родился в одном из хабаровских роддомов, когда отец проходил спецподготовку в секретном соединении у Вяземского. Но в официальной истории КНДР сей факт биографии великого вождя обойден вниманием. Тем не менее, Ким Чен Ир бывал в Хабаровске неоднократно.

Мама-Хурэ-Эни

А что здесь было веками, когда здесь еще не было ни памятника графу, ни водной станции, ни таблички внизу, что именно здесь высадился капитан Дьяченко сотоварищи, ни камня в честь визита Ким Чен Ира? А была тут Старухина гора, или на языке аборигенов «Мама-Хурэ-Эни».

Сие место у местных народов считалось священным, сюда если и приходили, то только по приглашению и чтобы принести дары или жертвы. 

О легендарном месте писал известный нанайский писатель Андрей Пассар: «Раньше на утесе стояла большая фанза шаманки, которая исчезла, когда пришли русские. У нее был волшебный камень, в котором она держала бубен. Этот бубен все видел и все слышал. Старик при помощи мехов раскаливал камень так, что он делался красным как солнце. Старуха колотушкой ударяла по камню – из него выходил бубен. Все мэргэны после походов приходили к этому утесу на свет огня. Старуха вылечивала их своим волшебным бубном. Шаманы воспевали этот утес».

Амурский утес и сейчас остается одним из самых популярных мест паломничества хабаровчан и гостей краевой столицы. В основном люди приходят, чтобы полюбоваться красивейшими видами величественного Амура, сфотографироваться и повесить замочек на местное «железное древо» с обещанием вечной любви. 

Борис Кокурин