Рубрика: Социалка

Как выбирают профессию особенным детям

Нестандартные уроки, которые направлены на поиск будущей профессии, теперь доступны ученикам хабаровской школы-интерната № 5. Здесь открылся центр профессиональных компетенций, сюда завезли современное оборудование, на котором будут заниматься ученики с интеллектуальными нарушениями. И все же – зачем им колеса, песок, зеркало и беговая дорожка?

Три с лишним года назад мы уже ездили в школу-интернат на ул.  Краснореченской, 21, которая работает уже почти шесть десятков лет. Тогда преподаватели как раз отвоевали учреждение от закрытия и заставили признать: дети с интеллектуальными отклонениями обучаемы.

Сейчас в школе-интернате № 5 учатся 350 учеников. Здесь также проживают ребята из близлежащих с Хабаровском населенных пунктов. 

По словам директора Светланы Налескиной, в школе всегда уделяли внимание развитию у детей профессиональных навыков. Их давно учат столярному, штукатурно-малярному, гончарному, швейному делам и растениеводству. Но в 2021 году появились новые направления подготовки – это «Клининг», «Сити-фермерство» и «Шиномонтаж». На это дело выделили чуть больше семи млн рублей в рамках реализации региональной программы «Современная школа», которая входит в нацпроект «Образование». 

Три новых направления выбрали не просто так – а с учетом потребности на рынке труда. Это позволит выпускникам школы сначала поступить в учреждения среднего профессионального образования, затем получить рабочую специальность и быть востребованным работником. 

Однако как это происходит на практике, если здесь учатся дети с разной степенью интеллектуальной полноценности?

О перспективах

– Есть трудовые профили, которые помогут детям организовать только свое жизненное пространство. Потому что мы понимаем, что не все наши выпускники смогут получить профессию и быть трудоустроенными без сопровождения других людей. Эти ребята будут самозанятыми и организуют трудовое пространство там, где живут. К примеру, у нас существует такой предмет как домоводство. На этих занятиях учат готовить и ухаживать за жилищем, одеждой, обувью, – рассказывает Налескина.

– Есть также трудовые профили для ребят, которым только поначалу трудно учиться. Это, например, такие профили как гончарное дело. Получив там знания, они могут в седьмом-восьмом классе перейти к изучению более сложных трудовых навыков в других мастерских – столярная, штукатурно-малярная.

Что касается новых профилей – клининг и шиномонтаж, то ребята и там смогут обеспечить себя самозанятостью, имея первоначальные умения и знания о том, как устроена шиномонтажная и клининговая мастерская. Цель – сформировать навыки в отдельных операциях. Ученик будет уметь делать не все, но станет способен выполнить хотя бы одну операцию в этом процессе, – объясняет руководитель школы.

А такую профессию как сити-фермерство, оказывается, в духе «дистантного» времени и вовсе можно освоить на дому! Это подобие домашней фермы с определенными гидропонными установками, которые позволят вырастить, скажем, овощи и потом их продать.

С расширением направлений в школе-интернате № 5 появился региональный ресурсный центр. Это значит, что дети с других школ Хабаровска тоже смогут развить здесь свои профнавыки. 

Об усидчивости 

Тем временем, я решила пройтись по классам.

В кабинете по гончарному делу трудятся шесть мальчиков и девочек, урок ведет учитель Светлана Гусаченко, а наблюдает за процессом мама одной из учениц. В силу разного уровня развития некоторые дети делают объемные фигурки, другие – плоские. К каждому ученику здесь – индивидуальный подход.

– Сегодняшний урок – это мастерская Деда Мороза, где мы изготавливаем новогодние сувениры. В рамках реализации региональной программы нам пришли агрегаты, которые повторяют весь технологический процесс гончарного и керамического дел. Это так называемая мини-фабрика по выпуску гончарных изделий, – рассказывает учитель трудового обучения Светлана Владимировна.

Она показывает нам возможности новой интерактивной доски и проектора. На экране демонстрируются обучающие ролики по народным промыслам, а на заднем плане слышна музыка. Дело в том, что лепка требует терпения, а мелодии как раз улучшают общее эмоциональное состояние ребенка. Это подтверждает мама одной из учениц.

– Моя дочь Юлия учится в восьмом классе и занимается профориентацией в гончарной мастерской. У нас ментальные нарушения, умственная отсталость и как следствие когнитивного отклонения – мышечная слабость рук. Характер дочери часто зависит от настроения. Она не отличается особой усидчивостью, но на занятиях в этой мастерской стала более спокойной и внимательной.

– До этого мы пытались заниматься швейным делом, но у нас не вышло. Нам сменили профиль и определили сюда. Глинотерапия очень благотворно влияет на детей с ОВЗ – развивается мелкая моторика рук и интеллект. Сначала у нас все получалось скомкано, но спустя два года мы стали делать гораздо лучше, – рассказала нам Татьяна Острикова.

А вот и самый популярный среди девочек трудовой класс – по швейному делу. Лучшей ученицей в классе является Александра, она помогает тем, у кого не получается. В кабинет закупили новые швейные машины, гладильную систему, зеркало в полный рост и мужской манекен. Сегодня девочки повторяли машинные швы, готовясь шить постельное белье. Об этом нам рассказала учитель трудового обучения Ольга Поладашвили.

О подвижности

Участие в нацпроекте позволило учреждению также оснастить классы допобразования. Мы отправляемся в более «подвижный» кабинет – по адаптивной физкультуре. Учитель Александр Панченко, не отвлекаясь от занятия, охотно показывает новые «снаряды».

– Это тренажер для детей с ДЦП, здесь есть различные скоростные режимы. Он оснащен другими поручнями и работает чуть медленнее, чем обычная беговая дорожка. Еще у нас появился велотренажер с разными скоростями, он может замерять пульс ребенка, скорость и дистанцию «велопроезда». А вот еще небольшой тренажерчик, тоже для детей с ДЦП. Видите, он с автоматической программой, которая помогает крутить педали. Главная цель – развить мышцы ног. И вторая дорожка – более спортивная, с 12 скоростями! Здесь занимаются ребята, которые могут переходить на бег, – рассказал Александр Антонович.

Помимо технических средств в кабинет также купили новые фитболы (большие шары для занятий – Прим. Авт.) и баскетбольное кольцо. Дети не бегают с мячом, а пробуют себя на меткость и ловкость. До этого ребята занимались только разминкой и упражнениями и, как мы поняли, практически в пустом классе.

В кабинете для изобразительного искусства тоже солидное пополнение. Сейчас тут новое помещение с новыми партами и мольбертами.

Учитель ИЗО Анна Самохина рассказывает: сюда закупили 3D-принтеры, этюдники – такие коробочки для хранения подручного материала для творчества, сушильный стол с ящиками для рисунков и работ из глины. Но самой любимой для класса «чудо-техникой» стал деревянный стол для рисования песком и со светомузыкой. Дети с удовольствием тянут руки, чтобы показать, как пользоваться новым оборудованием. Также сюда приобрели современную офисную технику, чтобы учитель могла печатать раздаточный материал и пособия.

После посещения школы-интерната № 5 хочется, чтобы такие мастерские появились во всех школах. А пока известно, что в хабаровских школах-интернатах № №  1, 2, 5 и 12 для особенных детей уже оснастили трудовые классы по проекту «Современная школа». На это потратили около 30 млн рублей. И потратят еще 71 миллион до 2024 года для оснащения девяти коррекционных учреждений края.

Елена Барабанова. Фото автора