Форум пошаговых инструкций
А вы знаете, что наш Хабаровск, оказывается, стал первым в России муниципалитетом, где официально власти начали поддерживать молодых предпринимателей. Эта программа, начавшая действовать с 2012 года, именуется «Вовлечение молодежи города Хабаровска в предпринимательскую деятельность». Бесплатным и полезным досугом в рамках этой чиновничьей работы является молодежный бизнес-форум «Новая реальность», снова прошедший в январе в краевой столице.
«О важности молодого сегмента» в экономике города рассказала на форуме Инна Хопта, начальник управления по делам молодежи и соцвопросам администрации Хабаровска.
– Сначала категория молодых предпринимателей отдельно не выделялась, было только малое и среднее предпринимательство. Но с 2012 года мы - первое муниципальное образование, которое реализовывало комплекс мер по поддержке молодых предпринимателей. Теперь, к большому счастью, эта категория выделена и на федеральном уровне. В декабре принят федеральный закон о молодежной политике, где фигурирует молодежное предпринимательство, - поведала глава управления.
Также на федеральном уровне уже готовят меры по поддержке молодых предпринимателей на всей территории РФ. К слову, с сентября появилась всероссийская программа поддержки молодых предпринимателей. Некоторые проекты этой программы реализуются и проводятся в нашем крае, например, форум «Бизнес Day», напомнила Инна Сергеевна.
При поддержке мэрии, рассказала она, появились интересные форматы встреч, где можно обменяться идеями, поучиться новому у практиков и узнать последние новости об изменениях в сфере молодежной политики. Естественно, зашла речь и о более существенной поддержке.
– Раньше был только комплекс мер предоставления субсидий на открытие собственного дела и развитие бизнеса. Сегодня субсидий больше, например, на возврат ЖКУ или за аренду помещения. Также появилась нефинансовая поддержка. Есть электронные ресурсы, которые позволяют бесплатно обучать молодых предпринимателей, – перечисляла Инна Хопта. Ну и призвала молодой бизнес обращаться к ним в управление.
В этом году бизнес-форум «Новая реальность», как и в прошлом, он прошел в формате онлайн - из-за «ковидных» ограничений. За почти семь часов здесь выступили четыре спикера-практика, которые делились знаниями о построении команды, эффективных продажах, повышении среднего чека и диджитал-маркетинге.
В частности, выступила Юлия Молчанова, глава дальневосточного филиала группы компаний «Восток-Сервис», которую отрекомендовали как эксперта в области построения бизнеса. О компании, главный офис которой в столице, известно, что это разработчик, поставщик и производитель спецодежды, спецобуви и средств индивидуальной защиты. В ДФО Юлия управляет работой 120 сотрудников. Оборот регионального филиала в 2021 году составил 1,2 млрд руб.
По словам опытного практика, уже на первых этапах вашего бизнеса нужно определиться с «миссией компании». Об этом, сетует спикер, предприниматели часто забывают, а ведь свою миссию надо знать как «отче наш», наизусть. Вот г-жа Молчанова, скажем, гордится своей работой: ее миссия – это «охранять человека, занимающегося трудом». И эти важные слова должны знать все сотрудники компании.
Также, по мнению Юлии Молчановой, для вашего бизнеса важно верно обозначить свою ЦА - целевую аудиторию. Общий портрет ЦА состоит из пунктов – являются ли вашими клиентами розничные покупатели, юрлица, госорганизации, торгсети? А вот портрет розничного покупателя следует делать более подробным. Это мужчины или женщины? Какие у них возраст, доход, образование, хобби, виды отдыха, работа, есть ли дети? Нужно найти то, что объединяет именно ваших клиентов: все и для всех продавать не получится, напомнила прописную истину спикер.
После портрета ЦА уже можно приступать к правильному конкурентному анализу. Лучше это сделать в качестве «тайного покупателя». После «походов» по конкурентам желательно заполнить специальную таблицу с их плюсами и минусами. Стоит отметить, что «соперников» определяют не только по схожести услуг или товаров, но и по схожести целевой аудитории.
Не последнее место в разработке будущего бизнеса занимает проработка вашей бизнес-стратегии. На примере модели бизнеса B2C (бизнес для потребителя) вы определяетесь по целому ряду пунктов: нужны ли вам интернет-магазин, маркетинговые акции, розыгрыши подарков, программы лояльности, реклама в поисковых системах и соцсетях, детский уголок для клиентов с детьми и так далее.
Затем, по словам Молчановой, нужно распланировать и оптимизировать процессы. Составленный вами бизнес-план поможет распределить доходы и расходы компании. В этом документе должны быть указаны оргструктура предприятия, функционал каждого сотрудника, систематизация и автоматизация процессов, регламент.
Для понимания привычек и потребностей клиентской базы спикер указала на необходимость введения в компании CRM-системы. Например, 1С, Битрикс 24, Amocrm, Мегаплан, Remonline и другие. Они помогают увидеть частоту обращений клиента, а также эффективность и мотивированность ваших сотрудников, сроки дедлайнов, облегчают поиск новых клиентов.
К слову, в качестве мотивации можно продумать как денежные, так и не денежные ее виды. По мнению спикера, зарплата должна быть такой: 50% - оклад, еще 20%
- выполнение KPI, а также 30% - возможная премия.
Для обучения новых сотрудников на предприятии спикер оптимистично предложила создать видеоуроки и даже подготовить три специальные брошюры: для новичков, по продукту и по продажам.
Напоследок прозвучало еще два важных совета – это не забывать собирать обратную связь не только от клиентов, но и от сотрудников. А также «никогда не думать за клиента», лучше спросить у него то, что вам интересно узнать.
Елена Барабанова