Рубрика: город

Зимой на важнейшем краевом объекте кипят работы

На хабаровской набережной нынешней зимой возобновили работы по ее реконструкции. Зимой, как ни странно, удается сделать больше, чем летом. Есть проблемы повторяющиеся, неизбежные – такие как подъем Амура, а есть и неожиданные - вроде валяющейся на дне железобетонной конструкции из прошлого! Но краевые власти следят, чтобы ничто не помешало завершить наконец долгожданный объект, который украсит и защитит наш Хабаровск.

Большие планы

Крупная реконструкция набережной Амура, напомним, проводилась в 2006 году на участке от Уссурийского бульвара до утеса. Но после разрушительного наводнения 2013 года визитную карточку города признали аварийной. Все надо было начинать заново.

В итоге проект реконструкции 2,5 км краевой набережной от речного вокзала до улицы Советской, в свою очередь, включили в проект по созданию туристско-рекреационного кластера «Остров Большой Уссурийский – Шантары». Суть идеи понятна: прежде, чем пускать по Амуру вояжеров, нужно сначала привести в порядок берег, где будут высаживаться и любоваться достопримечательностями гости круизного судна. Восстановление объекта включили в госпрограмму «Развитие внутреннего и въездного туризма в Хабаровском крае (2013-2020 годы)». 

Как рассказали нам в Минстрое края, планируется, что в новый кластер войдет прибрежная часть Амура от краевой столицы с Большим Уссурийским островом аж до Николаевска-на-Амуре - с последующим присоединением Татарского пролива и знаменитых Шантарских островов. Флагманом перспективного кластера станет, конечно, Хабаровск, где сосредоточены основные объекты культурно-исторического наследия края. 

Реконструировать краевую набережную в Хабаровске решили в четыре этапа. Первые три уже успешно завершены – это участок от речного вокзала до яхт-клуба, протяженностью 1838,5 метра. Работы велись с 2016-го по 2018 год. Сейчас все внимание краевых властей приковано к четвертой очереди этого масштабного проекта. Длина участка, который надо реконструировать сейчас, около 600 метров. 

Водная преграда

На объекте с 2019 года трудится подрядчик АО «Акватик». По контракту строители должны были сдать последний участок набережной уже в 2021-ом. Но этому помешал очередной паводок, рабочие ведь не могут строить уже при уровне Амура свыше 120 см. 

- Работы выполнены где-то на 73%. В связи с подъемом воды в 2019-2021 годах работы приостанавливались в общей сложности на 433 дня! В этот период мы, увы, не могли работать над теми или иными конструкциями, – объясняет прессе Владимир Петров, замначальника строительства компании АО «Акватик».

– Мы планировали завершить реконструкцию этого участка к концу октября, однако вмешалась стихия. Подрядчик ответственный, – подтверждает нам и.о. начальника управления строительства объектов краевой и муниципальной собственности министерства строительства края Константин Пантелеев. - Во время простоя компания АО «Акватик» помогала с возведением временной дамбы на этом участке для защиты города. Когда уровень Амура опустился, чтобы полноценно возобновить рабочий процесс, подрядчику также пришлось разбирать временное защитное сооружение. Сейчас работы идут полным ходом, компания наверстывает упущенные сроки! 

Находка на дне 

Так, недавно удалось завершить весьма важный этап проекта - ввести в эксплуатацию канализационный коллектор. В декабре 2021-го его подключили к основной магистрали. Однако укрепить здесь береговую линию на тот момент не получилось. Дело в том, что «скелетом» конструкции является трубошпунт - металлические трубы, которые погружают в грунт по периметру берега. К моменту нашего визита было установлено 93% этих конструкций, оставшиеся 7% уже завезены на стройку, состыкованы и готовы к погружению. Именно они не дадут большой воде вновь разрушить прибрежную зону. Но и тут подрядчика ожидала непредвиденная проблема.

– Мы напоролись на железобетонную конструкцию – это старая плита от речного порта еще 1958 года! Она находится на глубине трех с половиной метров. Из-за нее мы не могли сразу приступить к работам по дальнейшему погружению шпунта, – показывал нам Владимир Андреевич.

В итоге на участке около плиты пришлось возводить временную дамбу, откачивать воду, чтобы посмотреть на «непрошенную гостью», замерить ее и принять решение – можно демонтировать плиту или нет. Если да, то это выполнимо только зимой. Если нет, то решение об обходе плиты ложится на плечи проектировщиков. Они внесут правки, процесс снова замедлится, но только после этих необходимых процедур строители смогут приступить к работам снова. Когда, так или иначе, весь шпунт погрузят, сверху на него уложат железобетон. 

Даёшь ротонды! И больверк

А над чем здесь еще трудятся три десятка специалистов человек и пять единиц техники?

– Зимой работать холодно, конечно. Тут морозы и ветер ощущаются сильнее, чем в городе. Но мы выполняем работу – со стороны речного порта монтируем закладные детали, устанавливаем анкерные тяги, грубо говоря, делаем «скелет» этого сооружения. И делаем ротонды, – говорит представитель подрядной организации.

Это популярное еще с древнегреческих времен округлое сооружение с крышей и колоннами, такие ротонды уже можно увидеть на отреконструированной части краевой набережной. В районе яхт-клуба их появится еще две. После чего объект реконструкции начнут благоустраивать.

Что в итоге увидят хабаровчане? Причальное сооружение типа «больверк» - такая подпорная стена, которая будет защищать берег от мощной волны. При этом со стороны акватории будет возможность швартовать как маломерные, так и крупные суда, такие как теплоход «Василий Поярков». А также здесь появится сборное временное защитное сооружение.

Со стороны здания яхт-клуба обустроят парковку, с другой стороны – две прогулочных зоны. Нижняя будет опоясывать бухточку с пришвартованными судами, а верхняя зона станет продолжением уже сделанной набережной - с брусчаткой, велосипедной дорожкой и двумя ротондами. 

Помогли с финансами 

Что можно сказать о финансовой части проекта? Она тоже изменилась, как и сроки сдачи объекта. По словам Владимира Петрова, материал подорожал, его пришлось закупать по новой цене. В итоге изначальная стоимость контракта с 1 млрд 67 млн рублей подросла еще на 179 млн. Это тоже создало проблемы. Здесь стоит пояснить, что около 85% суммы конракта – средства федерального бюджета, предоставленные нам по линии Ростуризма.

Благо, в августе 2021 года председатель правительства России Михаил Мишустин, с учетом возникшей в стране ситуации, одобрил новую меру поддержки строительной отрасли. Новый нормативный механизм позволяет компенсировать дополнительные расходы застройщиков, связанные с существенным удорожанием стройресурсов. В частности, по согласованию сторон можно увеличить сумму госконтракта. Для этого между заказчиком и подрядчиком заключается допсоглашение, его важное условие – изменение стоимости не может превышать 30%. Именно эту процедуру уже прошел АО «Акватик».

По словам Константина Пантелеева, представляющего Минстрой региона, работы на важнейшем краевом объекте планируют завершить уже в конце 2022 года. Ждать финала реконструкции уже недолго.

Елена Барабанова