Эти собаки лечат и учат хабаровских детей
«Собака – средство реабилитации», так пишут в официальных документах. Они не просто милые и дружелюбные. Эти псы - настоящие терапевты и ассистенты врачей. Их любят, им доверяют, их не боятся даже дети с аутизмом. Такие чудо-собаки есть и в Хабаровске. Чем они занимаются и что такое «канистерапия»?
Еще в середине ХХ века идея терапии с помощью собак пришла в голову американского психиатра Бориса Левинсона. Он заметил, что его пациенты получают невероятный эмоциональный заряд после общения с его псом.
Ныне так называемая «канистерапия» относится к группе мотивационных реабилитационных технологий, основанных на положительном психологическом настрое пациента, его желании добиваться результата. Научно доказана ее эффективность при лечении и адаптации больных с ДЦП, гиперактивностью, нарушениях речевого и психомоторного развития, сердечнососудистых заболеваний! Помогают собаки и при депрессии, снимают острый стресс и психотравмы.
Такие псы - большая ценность. Они совершенно неагрессивны к людям, к другим животным. Опытный глаз кинолога видит их сразу. Но, прежде чем попасть в группу, они проходят специальное тестирование.
Дружить с человеком
Оказывается, есть дипломированные канистерапевты и в Хабаровске. Любимым делом они занимаются без какой-либо официальной поддержки, отдают на благотворительность все свое свободное время и ресурсы.
- Мы все - волонтеры, работаем бесплатно, на энтузиазме и желании помочь. Существует представление, что наиболее подходящая порода для канистерапии - лабрадор. Но как показала наша практика, порода не так уж важна. Прежде всего, собака должна обладать сильной эмпатией к человеку. То есть не просто выполнять команды по приказу, а именно хотеть с человеком дружить! - увлеченно рассказывает мне руководитель группы «Куролесье добра» Евгения Фролова.
Именно с этого желания «дружить с человеком» началась история самой Евгении и ее чудо-проекта.
- Все возникло благодаря моему старшему – Бостону, - как о любимом ребенке говорит Евгения. - Есть собаки добродушные, которые любят общаться с людьми, а есть именно собаки-терапевты. Они другие. Самая яркая особенность - никогда не вступают в конфликт ни с кем. Ведь для собак, впрочем, как и для людей, выяснять отношения - это нормально. Но мой Бостон – пацифист, он не дрался никогда! И тянулся к людям.
Последние несколько лет в «Куролесье» трудятся 11 собак. Миттельшнауцеры Бостон и Ярик, амстафф Тэйра, бернские зенненхунды Ягодка, Вуди, Сияра, шелти Лиска и Рассел, лабрадор Яся, ризеншнауцер Зоря и дворняжка Мира, которая очень любит обниматься. «Мы – банда»! - с улыбкой говорит о своих воспитанниках Евгения.
Собаки - обнимаки
В основном собаки группы работают с детьми. Это ребята из детдомов, в том числе и малыши двух-трех лет. Часто гостят добрые псы в центрах, где занимаются дети с ограниченными возможностями развития. С помощью канистерапии дети с ОВЗ могут научиться говорить, доверять, дружить, играть. Иначе говоря, вести не ограниченный, а активный образ жизни, быть счастливыми здесь и сейчас!
- Все наши собаки разные и по цвету, и по размеру, даже по структуре шерсти. Маленькую можно посадить на руки к ребенку-колясочнику, например. Это очень важно для них. Общаясь с животным, они познают мир. Бывает трудно объяснить, зачем ребенку выполнять какие-то упражнения через боль и неудобства, а собака пробуждает в них это осознание. Ведь надо ее расчесать, накормить. У нас есть и одежда для собак, которую ребята на них надевают, - рассказывает активистка.
Все волонтеры в группе проходят инструктаж, а собаки - спецподготовку. За веселой игрой ребенка с собакой стоит большой труд - все занятия предлагаются по определённой программе, подходящей для конкретного пациента.
- Единственная награда для нас - счастье в глазах ребенка, который ничего, кроме боли и уколов не видел. И радость их мам, - говорит Евгения.
Навещают наши собаки-терапевты и пациентов местной богадельни.
- У нас был случай, когда очень тяжелая постинсультная бабушка, которая практически не реагировала на окружающий мир, трогая собаку, вдруг выдала яркую эмоцию – стала называть ее по имени! Вспомнила, видимо, своего песика и его кличку...
В «Куролесье добра» всегда рады новым волонтерам и их воспитанникам. На этапе стажировки от собаки не требуют спецнавыков. Как говорит Евгения, достаточно быть милым, добрым, пушистым или не пушистым, воспитанным, уметь подать лапу и сделать «зайку», уметь спокойно ходить на поводке и аккуратно брать лакомство.
Библиодоги
Волонтеры и их собаки занимаются не только реабилитацией и лечением. Они с удовольствием участвуют в городских мероприятиях. В частности, в хорошо известной хабаровчанам акции «Собака-обнимака». Любой желающий может поиграть с питомцем и сделать фото на память. Такие акции снимают детские и взрослые страхи перед животным, учат взаимопониманию.
А еще собаки оказались идеальными слушателями. В прошлом году Евгения с соратниками выиграли грант, запустив новый образовательный проект «Дружку читаем, с Дружком играем» (6+). Собаки-канистерапевты команды «Куролесье» вместе с детьми читают книги, играют и учат юных любителей книг доброте. Точнее, собаки, конечно, не читали, а слушали, как читают им дети. Проект реализовывался совместно с сотрудниками краевой детской библиотеки им. Н.Д. Наволочкина и с фондом им. Вали Зельдиной.
По мнению Евгении, программа «Библиодог» - универсальна. Чтобы читать книгу с собакой - много места не надо, хватит диванчика. Однако волонтеры решили расширить проект, включив разные активности, игры и даже спектакли.
- У нас занятия комплексные. Первая часть – это театр на столе, либо арт-, сказка- или игротерапия. Проводят эту часть сотрудники библиотеки. Потом дети минут 15-20 читают собакам. Мы пробовали разные варианты и пришли к тому, что рассаживаем детвору, даем одну книгу в нескольких экземплярах, ребята следят за текстом, читая по очереди. Затем они еще 15-20 минут играют с собаками по нашей программе. Или в тематические игры - в зависимости от автора. Например, играем в «Айболита», когда проходим Корнея Чуковского.
Кстати, «Айболит» - стандартная игра в канистерапии – одна из любимых у хабаровских собак. «Лекарства», которые дают четвероногим пациентам маленькие доктора – это любимые ими лакомства и водичка. Ради этого псы готовы терпеливо выносить и бинты на лапках, и другие медпроцедуры. Правда, некоторые животные тревожатся при виде белых халатов: от них решили отказаться, так же, как и от шприцов.
Читают собакам разные дети. В том числе и с задержкой речевого развития. И, как заметила Евгения, хватает трех-четырех занятий для того, чтобы начался заметный прогресс: снимаются психологические зажимы, появляется больше уверенности, лучше становится техника и качество чтения, дети учатся командной работе. Лучше всего ребята воспринимают сказки Андерсена, стихи Барто и того же Чуковского.
Большие надежды
Коронавирусные ограничения скорректировали первоначальные планы. Проект не прерывался, но переехал на новое место. Ныне живые уроки проходят в детской библиотеке им. Петра Комарова. Правда, почитать с библиодогами, сожалеет Евгения, пока не получится.
- Сейчас встречи проходят в формате «Уроков добра». Я рассказываю детям, как общаться с собаками, историю их одомашнивания, какие существуют породы, знакомлю с правилами поведения. Собаки показывают, что умеют – выполняют команды, танцуют. И, конечно, проходит общение с животными. А «Библиодог» - это немного другое, здесь другие задачи...
Но надежды возобновить работу в библиоформате волонтеры не оставляют. Готовы работать и на выездах. Серьезная проблема – отсутствие транспорта, в котором можно перевозить собак, реквизит, костюмы. Есть проблемы с финансированием: ведь все изготавливается, отшивается, закупается за свой счет. Особенно не хватает пластиковых обручей, они для собак практически одноразовые, сетует Евгения. Мечтают волонтеры и о собственном помещении.
- Это решило бы массу проблем. Во-первых, была бы своя репетиционная база. Собак ведь нужно обучать. Во-вторых, нужна своя площадка не только для наших проектов, но и для организации детских праздников. Такой формат позволит нам содержать себя, - объясняет Фролова. - Еще интересная идея – сотрудничество с собачьими приютами. Мы готовы искать там питомцев, пригодных для канистерапии, обучать, помогать с содержанием. Возможно, участие в благотворительных проектах помогло бы такой собачке быстрей найти свою семью.
Анастасия Сайко. Фото из архива Евгении Фроловой