Рубрика: Культура

3-albina-koktaeva-evraziya-slavyane-kazakhi

Яркий колорит в Гродековском музее

«Национальный натюрморт» (6+) – уникальную международную выставку с таким названием организовали в краеведческом музее участницы художественного проекта «Женщина в искусстве». Как в преддверие весеннего женского праздника на одной площадке сложились в общее полотно разные жанры, стили и творческие индивидуальности?

Если среди экспонатов наблюдается уверенное гендерное неравенство, то среди гостей, пришедших на открытие, его точно нет. Мужчины охотно интересуются мастерством женщин в искусстве. Многие разглядывают картины с пристальным вниманием. А один из них даже пошучивает свысока: мол, мужская живопись от женской отличается только профессионализмом.

Стиль и настроение

Хотя в непрофессионализме уж точно нельзя упрекнуть кураторов выставки: Юлия Громова, член союза художников России, а Ирина Кочергина, член всероссийского союза художников России. Это их уже третья выставка в рамках проекта «Женщина в искусстве». К примеру, в прошлом году девушки выставляли работы на свободную тему. А в этом решили показать колорит национального разнообразия. В будущем году акцент планируют сделать на духовной культуре.

– Когда мы объявили тему о национальном натюрморте, то наши участницы прислали около 60 работ, мы внимательно отнеслись к каждой из них и отобрали 26 живописных картин и экспонаты двух хабаровских керамисток, – рассказывает Ирина Альфатовна.

О методе отбора поведала Юлия Громова. Три года назад она жила на юге страны, где попала в иную среду галеристов. Там не нужно представляться и предъявлять регалии, главное – показать свое творчество. А затем коллеги уже делают выводы о художнике, в широком смысле этого слова. Эта идея приглянулась хабаровчанке.

Громова и Кочергина сделали, по их словам, выбор в пользу лучших работ – тех, где есть уникальный стиль, композиция и настроение. Так, гости Гродековского музея смогут увидеть здесь живопись, графику и керамику.

Трудности перевозки

Дальше всех от нашего города оказалась участница выставки из столицы Туркмении Ашхабаде. Свои картины в Хабаровск художница Гульназ Розыкулова отправила еще в конце октября, чтобы те успели вовремя дойти. Творения были свернуты для перевозки в тубусах. Однако в итоге из-за сильных дальневосточных морозов одна из картин покрылась еле заметными микротрещинами. Из-за таких проблем, сетует Ирина Кочергина, не все художники желают присылать свои труды на Дальний Восток.

Еще один маленький, но неприятный казус приключился с треснувшей рамкой у картины из республики Хакасии. К счастью, эта проблема легко решаема, раму быстро починили так, что не осталось никаких последствий. Кураторы же отмечают, что с большим вниманием и ответственностью относятся к каждой работе. Для них это настоящие жемчужины с особой миссией.

– Посыл у нас простой – красота спасет мир! Сейчас сложная ситуация в стране, но мы надеемся на лучшее. Мы делимся своими добрыми пожеланиями. Надеемся, что после посещения нашей выставки у человека на душе останется только радость! – сказала Ирина Алфатовна.

Как раз позитив излучают работы самой комсомольской художницы. Например, «Дом нанайского охотника» изобилует яркими деталями, местным колоритом и теплотой души, которая присуща хозяину изображенного дома. Еще одна очень яркая и светлая картина Кочергиной «Нанайская невеста»: среди обилия предметов спрятано и отражение в зеркале наряжающейся девушки, этот кунштюк невольно заставит вас улыбнуться!

Поддаваясь красоте

Уникальность выставки заключается в широкой географии ее участников – Туркмения, Татарстан, Якутия, Хакасия, Крым, Сахалин, Приморье. Вернемся к художнице из Туркмении Гульназ Розыкуловой. Ее картина притягивает внимание. На полотне «Серебро туркменской красавицы» точно переданы текстуры предметов, из чего они сделаны, что, вопреки всем запретам, к картине даже хочется прикоснуться. Но мы, конечно, не такие, держим себя в руках...

Постоянной участницей проекта является Александра Бочкарева-Иннокентьева из республики Саха (Якутия). На ее картине «Серебряное седло» также изображены предметы национальной традиции, все прорисовано с детальной точностью. Такие творения хочется долго рассматривать.

Александра Самсоновна опытнее других участниц «Национального натюрморта», а вот хабаровские девушки-керамистки – самые юные. Для них здесь выделили четыре подиума. К примеру, керамика, глазури и люстры Альбины Коктаевой показывают Евразию, славян и казахов. Интересно, насколько эти три вида экспонатов могут сочетаться вместе, выявляя новые культурные созвучия.

На общем красочном фоне неожиданно выделяются работы Софьи Асочаковой из Хакасии и Надежды Троегубовой из Южно-Сахалинска. «Хакасское платье и бубен» – это лаконичная графика, карандашная зарисовка Софьи на бумаге. Полотно же «Утро на Сахалине» – классика, где использованы холст и масло, картина отражает идею некогда популярного образа жизни под названием «магия утра».

Присмотримся к широким мазкам Елены Макеевой из Ялты. Ими она как будто «наигрывает» ту самую забытую мелодию, в честь которой назвала свою картину. Здесь на столе стоит устройство для проигрывания пластинок, советский фотоаппарат и статуэтки людей. Так, мы и представляем, наверное, комнату крымского жителя?

Душевность и внутреннее равновесие дарят нам женщины-художницы, участвующие в «Национальном натюрморте». Если вам не терпится «покачаться» на волнах спокойствия и радости, то милости просим на выставку, которая будет работать в Гродековском музее до 24 апреля.

Елена Барабанова, фото автора