Как работает семья хабаровских водолазов 

Семья потомственных водолазов Поповых каждую зиму на Амуре ремонтирует очистные сооружения и вручную меняет под водой фильтры. Те самые, через которые речная водица поступает в квартиры хабаровчан. 

Городской водозабор находится недалеко от центральной набережной. Прямо напротив него, практический на самой середине Амура, в том месте, где начинается труба, от песка, ила, мусора и рыбы водопровод защищают специальные фильтры. Они состоят из 40 специальных кассет, которые ежегодно нужно очищать. Вот уже более десятка лет этими важными работами занимается одна семья - семья хабаровских водолазов: братья Антон и Илья, под руководством отца опытного водолаза аж с сорокалетним трудовым стажем Николая Попова. Всего у мужчины четверо детей: трое сыновей и дочь Дарья, а еще - уже девять внуков! 

Вся семья Поповых так и или иначе связана с водой. Парни вместе с отцом работают водолазами. Дочь выбрала другое направление в жизни, но - от судьбы не уйдешь: замуж вышла тоже за водолаза! Супруг, Сергей Иванов, теперь работает вместе с семейным подрядом Поповыми. Здесь, в разбитом на середине реки зимнем лагере, он руководит подъемным механизмом, который достает со дна тяжелые фильтры.

– Вот только свою жену не удалось приучить, – улыбается Николай. – Плавать супругу, кончено же научил, а нырять она не любит... 

По словам главы династии, водолазный труд для него - не работа, а настоящее призвание. А начиналось все с обычной спортивной секции.

– Я родился на Алтае на реке Ая, там же учился в лесотехническом техникуме. Но гораздо интереснее было посещать водолазную секцию, – вспоминает он. В итоге Коля так увлекся подводным плаванием, что стал занимать призовые места на всероссийских соревнованиях.  А потом и вовсе решил получить профессиональное образование. И вышло так, что вместо специалиста по деревообработке Николай Попов стал профессионалом в другом, подводном деле. В 1983 году поступил в высшую воронежскую школу водолазов. Групповое фото своего курса до сих бережно хранит.

За свою более чем сорокалетнюю профдеятельность Николай Попов много где нырял - и в морях, и в реках, и в озерах. Трудился на Алтае, в Хабаровске, во Владивостоке, в Славянке, на Бурейской ГЭС и на Зейской. И, казалось бы, уже осел в Амурской области, родились дети. Но после пятилетки на Зейской ГЭС собрал семью и переехал в Хабаровск, устроился работать в водолазную службу тогда еще «Крайводоканала». 

– Работал тогда на водоочистке. Под Виноградовкой выходили очистные сооружения в реку, все городские стоки сходились в одном месте. Чистили, ремонтировали, обслуживали, – рассказывает  Николай Попов. – А потом, в 1994-м решил создать свою компанию - «Экспедиционный отряд подводно-технических работ».

И вот уже четверть века с гаком Николай сотрудничает с городским «Водоканалом», а теперь вместе с сыновьями они работают на страже чистой воды для хабаровчан. 

Каждый год  в начале декабря Поповы разбивают свой лагерь примерно в 500 метрах от берега. Около трех недель уходит на строительство подъездной дороги. Она нужна, чтобы к месту погружения и расчистки доставить технику и оборудование. 

– Первые 100-150 метров возле берега мы застилаем деревянными настилами, это нужно, чтобы более теплая береговая вода не подмыла выбранный участок, – объясняет мне Антон Попов. – Там проходят теплые течения, поэтому нужны укрепления. Только после этого можем приступать к работе.

Очищают городской водозабор именно зимой, когда Амур покрыт льдом. Теоретически это можно делать и летом, но процесс обошелся бы в несколько раз дороже. Ведь в этом месте нужно установить много различного оборудования, а значит, потребовалось бы несколько барж.

– Да и сам Амур летом ведет себя иначе. Течения быстрее, чем зимой, песком все заносит и видимость очень плохая, – подтверждает руководитель экспедиционного отряда подводно-технических работ Николай Попов. 

На амурском дне не так холодно, как на поверхности реки, сейчас температура - от ноля до плюс двух градусов. Но все равно приходится серьезно утепляться. Под скафандром водолазное белье и свитер из верблюжьей шерсти. Сам гидрокостюм весит 85 килограммов. Ни надеть, ни снять самостоятельно такую тяжесть невозможно.

Ежедневно, в течение двух месяцев Антон и Илья Поповы поочередно опускаются на глубину, к месту, где установлена труба. Спуск в воду совершают из вагончика,  установленного на льду. Пока один работает под водой, второй наблюдает наверху через монитор. Когда работа завершена, водолаз подает сигнал и поднимается на сушу. Бывает, что на очистку одной фильтрующей кассеты уходит два-три часа.

Специалисты оценивают их состояние, и если ремонта не требуется, то прямо там, под водой из шланга, струей под большим напором сбивают весь налет. Если кассета повреждена или требует замены, ее достают на поверхность. Вытягивает тяжелые кассеты наружу, еще один участник семейной водолазной группы - Сергей Иванов, муж старшей дочери Николая Попова. 

Нынешней зимой, рассказывает Николай, работать приходилось в ускоренном темпе. Виной всему погода. Снег теплым одеялом накрыл лед на реке, из-за чего он может начать таять раньше срока. Так что уже в конце февраля семья водолазов Поповых свернула свой лагерь посреди Амура. Теперь они отправляются выполнять похожие работы на Бурейской и Зейской ГЭС – к слову, семья Поповых участвовала в их строительстве. Отметились и во время возведения в этом веке тунгусского водозабора, протаскивали две «нитки» с этого месторождения в Хабаровск.

Всего на счету у Николая Попова уже более 12 тысяч часов под водой. Для понимания: льготную пенсию водолазы могут получить при наличии около трех тысяч часов. Водолаз Попов превысил норму уже в четыре раза! 

«Подводная» жизнь не может не сказываться на здоровье, недаром ведь водолаз считается опасной профессией. О декомпрессионной болезни Попов-старший знает не понаслышке. Это когда из-за разницы давления на суше и подводой происходит негативное влияние на весь организм. Есть коллеги и товарищи, которые уже столкнулись с серьезными последствиями.

- Нам еще в водолазной школе говорили, что редко кто доживает до 60 лет. Но меня это не остановило, чувствую, что это мое! Я родился на реке, вырос на реке, это моя стихия, – говорит Николай.

А еще, в свободное от погружений время мужчина пишет... стихи! В основном о природе, о красоте Амура, ну и, конечно, о труде водолазов. 

– А о любви? – спрашиваю.

- Конечно! О любви - к своей работе, – отшучивается подводник.

Как же все-таки случилось, что дети нырнули, так сказать, в воду по стопам отца? 

– А у них выбора не было, – опять смеется Николай. – Они всегда были со мной, брал их и на работу, и на речку, они буквально с пеленок на воде. 

– У меня даже сомнений не было - кем быть, – подтверждает Антон. – Всегда с отцом, всегда ныряем, куда-то плывем.  

Парень получил профессию «водолазный специалист» с правом врачебной деятельности и теперь работает вместе с отцом. Так же поступил и второй сын Илья, сегодня он водолаз первого класса. Младший, Василий, еще учится, но и он, говорят, уже точно знает, какую профессию выберет в жизни.

Екатерина Подпенко