Рубрика: Культура

teplokhody-khabarovskij-kraj

Без оптимизма ждут новую навигацию речные перевозчики на востоке страны - она обещает им новые убытки при обеспечении пассажирских перевозок.

Старение флота, износ береговой инфраструктуры, а также недостаточное дотирование пассажирских перевозок из регионального бюджета – главные проблемы речного пассажирского транспорта. При этом ситуация с господдержкой перевозчиков, работающих на социально значимых маршрутах, не везде одинаковая. Сложнее всего обстоит дело в Иркутской области, Якутии и Хабаровском крае, отмечено недавнем совещании в Минтрансе РФ.

Наиболее положительным признан опыт Ханты-Мансийского автономного округа. Здесь субсидируется наибольшая доля выпадающих доходов от тарифного регулирования речных перевозок – до 85%. Также в регионе за счет бюджета осуществляется программа по обновлению флота: приобретаются новые суда, двигатели и стоечные понтоны. На сегодня ежегодный объем дотаций в ХМАО составляет 600 млн руб.

...В Якутии же уровень субсидирования составляет 40% без учета инвестпотребностей транспортных компаний. Похожая ситуация в Иркутской области и Хабаровском крае. Как результат, основные региональные перевозчики – ООО «Ленатурфлот», ЗАО «Амурские пассажирские перевозки», ООО «Пассажирское райуправление» – находятся в неблагоприятном финансовом состоянии.

По итогам совещания регионам рекомендовано провести экспертную оценку состояния речных перевозок, определиться с формой отношений с судоходными компаниями, спланировать реальный бюджет поддержки отрасли, определив границы компетенций участников транспортного процесса.

Вдоль Амура…

В министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края подтвердили: бюджетные средства не покрывают полностью затрат перевозчика при организации социально значимых маршрутов. Сообщить, какая доля недополученных доходов закрывается региональными субсидиями (краевой бюджет на обеспечение водных пассажирских сообщений в 2021 году направил 165 млн руб.), в ведомстве не смогли, сославшись на то, что годовая финансово-бухгалтерская отчетность будет готова в конце марта. Уровень покрытия потерь речников за предыдущую навигацию там также не назвали. В ЗАО «Амурские пассажирские перевозки» (согласно данным ФНС, чистый убыток компании по итогам 2020 года составил 1,3 млн руб.) не стали комментировать проблему.

Всего в крае действует 11 речных пассажирских маршрутов, из которых восемь региональных включены в перечень социально значимых. В этом году регион субсидирует перевозчикам 135 млн руб. При корректировке бюджета в июле-августе сумма может увеличиться, уточнили в министерстве транспорта.

От объема дотаций зависит ситуация с обновлением флота. «Заказчики в первую очередь смотрят на цену строительства нового судна и, конечно, на то, как быстро они смогут отбить эти затраты. А вторым глазом смотрят на администрацию (региона – Прим. Ред.), как она будет помогать, субсидировать те же льготные пассажирские перевозки», – отметил представитель Хабаровского судостроительного завода (ХСЗ).

Согласно программе «Развитие транспортной системы Хабаровского края», до 2022 года на ХСЗ предусматривалась постройка четырех быстроходных теплоходов проекта А45-2 и одного судна на воздушной подушке СВП-50. Затраты оценивались в более 808 млн руб. в ценах 2015 года. Средства должны были поступать как из краевого бюджета, так и из внебюджетных источников. Как прогнозировали в правительстве региона, пополнение флота позволило бы стабилизировать речные пассажирские перевозки на уровне 400–500 тыс. пассажиров ежегодно. Но сейчас эта цифра почти втрое меньше.

Для нужд края в Хабаровске построен только теплоход А45-2 «70 лет Победы» пассажировместимостью 100 человек, который введен в строй в 2016 году (эксплуатантом выступило ОАО «Хабаровскводтранс»). Еще два девятиместных судна на воздушной подушке проекта «Нептун 23ПасМл», заказанные у компании «Ховеркрафт» в Ленинградской области, поступили в 2019 году для выполнения перевозок в Николаевском районе. На их приобретение краевой и районный бюджеты выделили 32 млн руб.

В настоящее время на стапелях ХСЗ стоят два недостроенных А45-2. Для достройки нужно финансирование от заказчика, уточнили на верфи.

По словам нашего источника, проект серьезно подорожал: «Когда судостроители начинали работать по договору, стоимость теплохода была 121 млн руб., а когда закончили – 240 млн». При этом, добавил он, подкачала экономика судна. «Теплоход громко презентовали, даже президент России был. Но сейчас какой год стоит без дела. Судно ставили на линию Хабаровск – Фуюань, когда Китай был открыт (до пандемии – Прим. Ред.) В ущерб оно поработало. Даже у судов типа «Полесье», которые используются и на Амуре, самоокупаемость выше, чем у А45-2, и по топливу, и по проходимости», - говорит собеседник EastRussia.

В то же время на ХСЗ практически завершено СВП-50 вместимостью до 50 пассажиров. В прошлом году возникли проблемы с двигателем судна, его вернули поставщику обратно, уточнили на заводе, отсюда и возникла сдвижка по срокам. Когда поставят новый дизель, начнутся испытания СВП-50 перед сдачей в эксплуатацию.

«Других заказов на пассажирские суда нет. Но мы ведем переговоры с перевозчиками края по поводу обновления флота, завод готов и может строить, – рассказали на ХСЗ. – По какой причине они не заказывают, мы не знаем, но можно догадываться. Одна из них – снижение пассажиропотока».

Действительно, положение речников усугубляется спадом перевозок, в том числе из-за длительных паводков в Амурском бассейне и пандемии. В навигацию 2015 года в Хабаровском крае перевезено 373 тыс. пассажиров, в 2019-м – 280 тыс., в 2020-м – 175 тыс., в 2021-м – 160 тыс.

Дорогой мой завод

Интерес к проекту А45-2, реализуемому ХСЗ, в свое время проявляли представители судоходных компаний из Якутии. Сейчас республиканские власти видят перспективы обновления пассажирского флота в рамках сотрудничества с Центральным конструкторским бюро по судам на подводных крыльях им. Р.Е. Алексеева (Нижний Новгород). В 2021 году для региональных перевозок по программе лизинга приобретены два судна нового поколения «Валдай 45Р» (модернизированная версия «Полесья»), разработанные данным КБ. Это первое обновление пассажирского речфлота в республике за 40 лет. Республиканский бюджет намерен субсидировать перевозчику часть лизинговых платежей. Также в 2023–2025 годах по договору с Якутией ЦКБ им. Алексеева планируется построить три скоростных судна «Метеор120Р».

Но потребность региона в новых пассажирских судах гораздо выше. Так, из 20 единиц скоростного флота ООО «Ленатурфлот» только у трех не превышен нормативный срок эксплуатации. Сможет ли занять ХСЗ нишу в поставках продукции для республики - неизвестно. Сейчас представителями Якутии изучается возможность выполнения пассажирских перевозок на теплоходах, которые строит Средне-Невский судостроительный завод.

«Нашим дальневосточным заводам сложно конкурировать с судостроительными предприятиями по ту сторону Урала. Играет роль вопрос цены, потому что оборудование и металл везется оттуда, а это дополнительные расходы, – пояснили EastRussia на ХСЗ. – Не зря, когда ввели механизм рыбные квоты под киль (сейчас завод работает над производством судов-краболовов – Прим. Ред.), прописали в госпрограмме, что заказчикам, которые будут строить спецфлот на Дальнем Востоке, компенсируется примерно 30% стоимости».

...Без развития береговой инфраструктуры Якутии не обойтись. По словам гендиректора Ленского объединенного речного пароходства (ЛОРП) Сергея Ларионова, содержание и уход за ней с каждым годом становится дороже: дебаркадеры нуждаются в капремонте, либо подлежат полной замене, так как условия для посадки-высадки пассажиров не соответствуют новым правилам безопасности Российского речного регистра. В регионе нужно построить до 35 дебаркадеров и реконструировать порты Тикси (Неелово) и Якутск, сообщила пресс-служба ЛОРП. В последнем из пяти пассажирских причалов функционируют два, но и те находятся в аварийном состоянии. Сумма капремонта причальной стенки - от 200 млн руб.

Круизный транш

Для тех субъектов РФ, где уровень субсидирования остается низким, с участием Минэкономики и Минфина планируется разработать механизм дотаций пассажирского скоростного флота из общероссийского бюджета. Стоит сказать, что Ханты-Мансийский автономный округ, где объем субсидий водному транспорту значительно выше остальных регионов, имеет и региональный и федеральный источник господдержки.

По принципу совместного финансирования предполагается реализовывать концепцию развития круизного туризма, утвержденную в феврале премьером РФ Михаилом Мишустиным. Она, среди прочего, предусматривает обновление береговой инфраструктуры. В частности, в концепции отмечена необходимость модернизации портов в Хабаровске, Комсомольске, Николаевске-на-Амуре и Амурске.

«В документе также говорится, что особенно перспективны в развитии круизного рынка территории, где проходят крупные реки. В Хабаровском крае это, конечно же, Амур. Уверены, что возрождение круизов по нашей реке будет положительно воспринято местными жителями и гостями региона, а также даст дополнительный импульс развитию туризма и индустрии гостеприимства в регионе», – считают в краевом министерстве туризма.

Пока что попытки возродить в крае круизные перевозки не увенчались успехом. «В свое время приезжал «ВодоходЪ». Планировал поставить на Амур реновированный теплоход. В итоге этот круиз ушел на Енисей», – рассказал источник в отрасли.

Сейчас на учете в Амурском бассейне нет ни одного круизного судна. «Раньше их было много – на направлении Благовещенск - Николаевске-на-Амуре, Хабаровск - Николаевск-на-Амуре. Практически все суда были подотчетны профсоюзу, хотя состояли в Амурском пароходстве. Путевки давали всем, люди ездили, отдыхали. А кто ездил за деньги, мог себе позволить, даже пенсионеры. Сегодня начинаем экономику считать, получается высокая стоимость билета, для большинства недоступна. У кого деньги есть, тот поедет в другие места», – заключил собеседник EastRussia.

Павел Усов, eastrussia.ru