Рубрика: Социалка

Как заключенных готовят к новой жизни в крае

Социальный проект «Готов к свободе» запущен в регионе при поддержке краевых властей. Проект призван помочь в социализации и адаптации осужденных, готовящихся к освобождению, а также тех, кто уже на воле. В правительстве региона ставят масштабную цель: оказать комплексную поддержку 450 жителям края, дав им реальный шанс начать жизнь с чистого листа.

В рамках нового проекта предусмотрен широкий спектр мероприятий, направленных на помощь людям, готовящимся к освобождению из мест лишения свободы, находящимся под условным осуждением, а также тем, кто уже прошел через процесс освобождения, Финансирование из краевого бюджета для реализации проекта получит местная общественная организация в размере 5,5 млн рублей, сообщают в краевом Минсоцзащиты.

– Мы верим, что каждый человек, который столкнулся с трудностями в жизни, имеет право на новую возможность и шанс на изменение. Правительство края и краевая общественная организация совместно создают пространство, где каждый сможет начать новую жизнь, полную надежды и возможностей, – отметила Елена Приходько, замминистра соцзащиты региона.

Пробация вместо ночлежки

Тут стоит отметить, что такая помощь оказывалась и раньше, но часто она сводилась к ночлежке и тарелке супа. Сейчас в крае выстроена многоуровневая система пробации – юридического и социального сопровождения. Она работает на трех уровнях, объясняют в ведомстве.

Исполнительная – для тех, кто осужден без изоляции от общества. Им помогают решить бытовые и юридические проблемы, справиться с зависимостями. Пенитенциарная работает прямо в колониях. За девять месяцев до освобождения с человеком начинают работать психологи и соцработники. Они выясняют, с какими трудностями он столкнется на воле, и составляют индивидуальный план.

Есть и так называемая «постпенитенциарная» помощь. Она оказывается уже после выхода на свободу. Бывший заключенный, уже свободный гражданин, в течение шести месяцев может добровольно обратиться за поддержкой по своему индивидуальному плану.

Ключевое звено такой помощи – центр пробации. Его как раз и открыли на базе известной местной общественной организации по поддержке малообеспеченных граждан. 

Среди мероприятий краевого проекта «Готов к свободе» – предоставление временного жилого помещения, выдача одежды и продуктовых наборов, помощь в восстановлении утраченных документов, содействие в поиске трудоустройства, оказание помощи в возвращении домой, установление связи с родственниками, оказание психологической помощи.

В рамках проекта «Готов к свободе» специалисты выезжают в исправительные учреждения, чтобы лично пообщаться с каждым готовящимся к освобождению. Они рассказывают о помощи, которую предоставляет государство и общественные организации.

Но многие зэки, увы, не верят, что помощь может быть безвозмездной, и везде ищут подвох. Как рассказывают специалисты УФСИН, одна из первых сложностей, с которым сталкиваются специалисты – так называемая «стена бравады».

– Когда собираешь вместе тех, кто готовится выйти и рассказываешь о помощи, о центрах для тех, у кого нет жилья, никто не поднимет руку и не скажет: «Да, у меня есть такие проблемы». Все стоят и говорят: «Выйду и разберусь, я самостоятельный парень!», – рассказывает Татьяна Исайчева, замначальника отдела по социальной и воспитательной работе с осужденными и пеницитарной пробации краевого УФСИН России. – Перелом наступает только в личной беседе, тогда они могут признаться в проблемах…

«Сделал бы всё по-другому»

Владимир Шуклинов один из тех тот, кто решился сломать стену недоверия. Ему 42 года и за его плечами 20 с лишним лет употребления и два срока – условный и реальный. В колонии пробыл год и десять месяцев. Там он не терял времени: выучился на пекаря. Но на воле вернулся к старой профессии – обработке рыбы.

– Почему не пошел в пекари? Потому что знаю свою работу. Я знаю, сколько заработаю, какой объем сделать. Знаю, значит, спокоен, – рассуждает Владимир.

Его расписание и дисциплина до сих пор отпечатаны тюремным режимом: подъем в пять утра, как и в колонии, потом работа до 19:00, вечером – свободное время.

Его план на ближайшее время: честно работать, скопить деньги и снять жилье. На вопрос о семье Шуклинов качает головой. После развода не хочет новых отношений. Сейчас мужчина не строит грандиозных планов и не позволяет себе даже мечтать. Пока главная цель – не повторить ошибок прошлого. А самый большой страх, признается он нам, что вновь подружится с алкоголем…

– Жил с женщиной, она любила выпить, и я любил! Так и прожили восемь лет, пока я не попал за решетку… После освобождения снова попробовал, но понял, что теперь это не мое, – рассказывает Владимир. – Хватит с меня! 13 лет запрещенных веществ, 10 лет алкоголя ни к чему хорошему не привели. Сейчас хочу без этого попробовать!

На вопрос, жалеет ли он о годах, проведенных в колонии, Владимир тихо, но твердо отвечает: «Да. Очень! Сейчас бы изменил все. Зная о том, что было…»

В чём надежда

По мнению сотрудников УФСИН у Владимира хорошие шансы начать новую жизнь, потому что в центр хабаровской организации мужчина пришел сам. Значит, действительно, готов меняться, делают вывод специалисты. Но, тем не менее, статистика рецидивов сурова. По оценкам экспертов, обратно – в заключение – возвращается примерно 30%. Кстати, в крае есть две колонии для рецидивистов, где содержится около 1700 человек.

– Наша задача – разбить этот шаблон: «Украл – выпил – в тюрьму». Они должны знать, что есть люди, готовые помочь! Мы планируем охватить все колонии Хабаровского края с циклом бесед и в рамках проекта. Главное их личное желание социализироваться, — поделился председатель краевой общественной организации по поддержке малообеспеченных граждан, руководитель проекта «Готов к свободе» Константин Ветренко.

Дать удочку, а не рыбу

По статистике, которую приводят в УФСИН Хабаровского края, около 50% готовящихся к освобождению не имеют постоянного жилья. Кто-то нуждается в социально-бытовых услугах: проживании, питании, помощи в трудоустройстве.

– А кто-то говорит: «У меня есть, где жить, мне нужна только работа, сезонная одежда и продуктовый набор на первое время», – объясняет Константин. – А мы помогаем и тем, и другим!

Среди мероприятий проекта – предоставление временного жилого помещения, выдача одежды и продуктовых наборов, помощь в восстановлении утраченных документов, содействие в поиске трудоустройства, оказание помощи в возвращении домой, установление связи с родственниками, оказание психологической помощи.

Сроки сопровождения не строго регламентированы. Практики считают, что нужны два-три месяца интенсивной поддержки в центре и затем около года – курирование.

– Люди, оказавшиеся в местах лишения свободы, часто просто не знают другой жизни. Они не видят, что в субботу можно с семьей сходить в парк, иметь жену, детей. Им никто не показывал, что жизнь может быть иной. Недавний разговор с одним из осужденных тому пример: «Тебе 37. А будет 50. Детей нет. Кто о тебе позаботится?», – рассказывает Константин Ветренко. – Суть работы в рамках проекта – объяснить, особенно тем, кто попал в трудную ситуацию, что есть другая, лучшая сторона жизни. И самое основное – сокращение рецидивов!

Любопытно, что наиболее восприимчивы к переменам люди после 40-45 лет. Тогда многие начинают осознавать, что старость неминуема и задаются вопросом: что я буду делать?

– К этому времени они обычно утрачивают все социальные связи, жилье, здоровье. Они понимают, что никому не нужны и уже не могут выполнять прежние «функции» в криминальном мире, – рассказывает Ветренко. 

– С каждым, кто к нам обращается, мы в течение года поддерживаем связь. Если, к примеру, ему задержали зарплату, мы можем помочь продуктами или одеждой. Главное – не решать все за него. Иначе, извините, он сядет нам на шею, – объясняет Константин. – Человек, который несколько лет сидел, привык, что за него все решают. Мы же учим его самостоятельности.

Интересно, что свою роль в процессе социализации играет и мотивация. Мужчины чаще фокусируются на работе. А вот у женщин часто главной целью становится создание семьи. Но так или иначе – они хотят начать новую жизнь. И новый проект призван дать людям шанс сделать это… 

Екатерина Подпенко