Рубрика: Экономика

Как борются с топливным кризисом в регионе 

В Хабаровском крае удалось остановить развитие топливного кризиса, который в сентябре охватил Ванинский и Советско-Гаванский районы. Несколько дней краевые власти совместно с представителями нефтяных компаний в ручном режиме регулировали логистику и поставки горючего. В итоге время доставки бензина в отдаленные территории сократилось вдвое, а на заправках исчезли очереди. Острая фаза кризиса преодолена, сообщают потребителям, однако временные ограничения на продажу топлива пока сохраняются.

Конец сентября в крае запомнился километровыми очередями на заправках и пустыми колонками на ряде АЗС. Топливный кризис, подобно осеннему шторму, накрыл сразу несколько районов. 

Как это было

Бензин в дефицитный товар превратился в Совгавани, Ванино и Верхнебуреинском районе. Как сообщалось, особенно остро чувствовалась нехватка популярных марок АИ-92 и АИ-95. На заправках, где еще оставалось топливо, ввели жесткие ограничения: не более 30 литров на машину! Эта мера, по задумке авторов, должна была сдержать ажиотаж, но вместо этого, как обычно, лишь подлила масла в огонь. 3 октября сообщалось, что прокуратура края организовала проверку в связи с перебоями поставки топлива в населенные пункты региона. 

В краевом правительстве решили вмешаться в ситуацию. Прессе сообщили, что губернатор взял ситуацию на личный контроль, создав оперативный штаб. А также по его поручению провели специальное совещание. Под руководством зампреда правительства края по инфраструктуре Ирины Горбачевой 3 октября за одним столом собрались главы проблемных районов, представители нефтяных компаний, АЗС, ФАС, прокуратуры и федеральной инспектуры. Жаль, мы туда не смогли попасть, видимо, с местами для прессы тоже был дефицит? 

Хотя повод был серьезным: с середины сентября биржевые поставки бензина АИ-92 и АИ-95 с Комсомольского НПЗ сократились до критических 240 и 120 тонн в сутки. Этих объемов катастрофически не хватало для обеспечения всего региона. Еженедельная потребность для снятия острой ситуации составляет около 300 тонн, сообщали в правительстве.

– Причина сбоя, которую мы сегодня детально рассмотрели на заседании штаба по доставке топлива, заключается в том, что снизились объемы поставок биржевых продуктов с Комсомольского нефтеперерабатывающего завода и других НПЗ, – пояснила журналистам Ирина Горбачева – Ситуация с обеспечением топливом, особенно в отдаленных районах, находится на особом контроле у губернатора. Мы ведем активную работу как на федеральном уровне, обращаясь в Минэнерго России, так и с нефтяными компаниями, чтобы увеличить объемы поставок и стабилизировать цены. Наша первоочередная задача – снять ограничения для населения и не допустить сбоев в работе жизнеобеспечивающих служб!

Кто виноват

Сбой объясняли целым комплексом причин. Во-первых, частные АЗС почему-то не смогли закупить достаточные объемы на Санкт-Петербургской товарной бирже, логистика дала сбой, а в некоторых районах края компания «АЗС Трансбункер» осталась единственным игроком на рынке после ухода конкурентов. 

– Проблема с закупкой топлива на бирже действительно существует. Мы наблюдаем ажиотаж при крайне ограниченном объеме предложений. Например, в августе на всю биржевую сессию выставлялось всего два вагона АИ-95 в сутки, что катастрофически мало. По АИ-92 ситуация ненамного лучше – четыре вагона, на которые поступает до 30 заявок от покупателей. В таких условиях совершить покупку практически невозможно. Вчера появилась положительная тенденция: объемы продаж АИ-92 увеличили до 10-11 вагонов, – отметил Дмитрий Кузнецов, директор ООО «Флагман» (компания из Солнечного района, которая в том числе занимается «хранением, складирование нефти и нефтепродуктов». – Прим. Ред.).

Пока люди стояли в очередях, чиновники в ручном режиме перемещали топливные объемы, пытаясь наладить поставки. Основная проблема заключалась в сроках. Биржевые закупки требовали от 35 до 45 дней на доставку. Это было неприемлемо долго для некоторых регионов.

Сообщалось, что в краевом правительстве «принято стратегическое решение»: уйти от зависимости от биржи и наладить прямые договоры с заводами. Обратились к «Роснефти», начали переговоры с двумя НПЗ в ДФО: в Хабаровске (ХНПЗ, с 2014 года –структура ОАО «ННК») и Комсомольске-на-Амуре (КНПЗ, входит с 1993-го в ПАО «НК «Роснефть»). По прямому обращению краевых властей в районы уже начали поступать первые вагоны с топливом, минуя биржевые механизмы, где в сентябре наблюдался острый дефицит.

– Мы уже заключаем соответствующие соглашения, проговариваем данную работу совместно с «Роснефтью». Первые два вагона к нам уже поступили, – отметила вице-губернатор.

Параллельно в крае «наладили взаимодействие» с Дальневосточной железной дорогой, чтобы цистерны с топливом не застревали в пути.

– Мы вдвое сократили поставку нашего топлива в районы, Ванино, Совгавань. В настоящий момент, если ранее это занимало 24-27 часов, за вчерашние сутки мы выполнили эту работу за 11-12 часов, – сообщала прессе Ирина Горбачёва.

ФАС на страже – чего? 

Параллельно с логистикой власти решают и другую острую проблему: рост цен, который стал следствием дефицита. Как обычно, в таких случаях, подключилось управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю.

Как пояснил замруководителя управления Николай Костромеев, ключевой проблемой стало «резкое сокращение с середины сентября» объемов биржевых продаж бензина с Комсомольского НПЗ. Предлагаемых 240 тонн АИ-92 и 120 тонн АИ-95 в день оказалось критически мало для всего региона, что и спровоцировало кризис. 

Хотя, насколько нам известно, на заводе в сентябре завершили плановый ремонт технологической установки по первичной переработке сырья. И не секрет, что в таких случаях на любом НПЗ планово создают запасы нефтепродуктов, чтобы без сбоев выполнять все свои обязательства. Что в таком случае пошло не так? 

Антимонопольщики заверили, что продолжают отслеживать динамику цен и действия всех сетей, включая независимые АЗС, которых в крае насчитывается 50 из 156.  

В то же время, по словам Николая Костромеева, в ходе анализа ситуации не было выявлено нарушений законодательства в части ценообразования: мол, несмотря на острый дефицит, компании не допускали необоснованного роста цен. 

Тем не менее, «для недопущения дальнейшего роста цен» Хабаровское УФАС России направило рекомендации ООО «АЗС Трансбункер» и ООО «Хабаровская топливная компания» с просьбой: «принять исчерпывающие меры, направленные на снижение стоимости автомобильных бензинов». Антимонопольщики также заверили, что продолжают отслеживать динамику цен и действия всех сетей, включая независимые АЗС, которых в крае насчитывается 50 из 156. 

Решение для «социалки»

Особое внимание в краевом Белом доме уделяют обеспечению бесперебойной работы экстренных и социальных служб. Для этого разработан специальный механизм поставок. Как сообщила Ирина Горбачёва, «отработана схема доставки топлива для нужд муниципалитетов, социальных учреждений, аварийно-спасательных служб, медучреждений и объектов ЖКХ».

Эта мера гарантирует, что больницы, спасатели и коммунальщики в Ванинском и Советско-Гаванском районах будут работать в штатном режиме без угрозы перебоев с горючим.

По оперативной информации, которую озвучили на совещании, на 30 сентября в регион поставлено и разгружено четыре вагона-цистерны с топливом, еще один находился в пути.

Тем временем, межведомственная рабочая группа в крае в круглосуточном режиме координирует все поставки и ведет переговоры для бесперебойного обеспечения населения и предприятий топливом. Также сообщается, что контроль над возможными фальсификациями в информационном поле будет усилен компетентными органами.

На момент подготовки этого материала ряд защитных мер пока сохранялся. Чтобы не допустить возобновления дефицита и спекуляций, действует ограничение на отпуск топлива: до 30 литров – для физических лиц и до 70 – для юридических. Позже журналистов успокоили: к 6 октября очереди на заправках постепенно рассосались, ограничения смягчили до 50 литров – для легковых авто и 100 литров – для коммерческого транспорта.

Виктория Андреева