УФСИН в Хабаровске провел учения по ликвидации беспорядков в колонии
Законсервированная колония № 3 в Хабаровске. Сегодня тут шумно. Разросшаяся трава, разбитые дорожки, ржавые заборы с колючкой, старые корпуса с облупившейся штукатуркой, обветшавший храм и посреди этого – гомон сотен голосов, стрельба из пулемета, жужжание дронов, стук щитов спецназа. Здесь идут масштабные антитеррористические учения УФСИН.
Пожарная машина поливает взбунтовавшихся сидельцев изо всех стволов, БТР теснит к забору и проделывает проходы, собаки не дают вырваться за периметр. Ну и, конечно, в деле спецназ, который рассекает бунтующую толпу, разделяет ее на «каждый сам за себя» и «пакует» нарушителей.
Колония, которая все еще есть, но уже не используется, пожалуй, лучшее место для тренировки. С одной стороны – локация находится на территории города, с другой – за все еще крепкие стены ИК чужие не пройдут. Охрана, пусть и не такая строгая, как в действующих исправительных учреждениях, тут есть.
По сценарию: акт первый – массовый бунт в колонии и его подавление. Акт второй – побег большой группы заключенных и его предотвращение. Ну и на закуску – захват и освобождение заложника. Акцент сегодня сделан на использовании беспилотников при выполнении задач. Ну и финал – разбор полетов с выводами и оценками. Учения приближены к боевой обстановке: роль уголовников играют сотрудники службы.
– Мы месяца два готовились к таким учениям, – рассказывает Андрей Титов, замначальника УФСИН России по краю. – Столько времени заняла подготовка личного состава, работавшего с нашими сотрудниками, теми, кто играл роль заключенных. Чтобы где-то кого-то не покалечить, не ранить. Мы же к своим сотрудникам не можем применять в полную силу ни оружие, ни все остальное. Вот и тренировались. В остальном – это вполне реальные ситуации, которые теоретически могут возникнуть. Хотя на моей памяти, а я в УФСИН по Хабаровскому краю служу с 1999 года, у нас не было ни одного бунта. Но личный состав должен уметь действовать в любых ситуациях, вот мы и тренируемся!
К масштабной тренировке привлекли практически весь личный состав Хабаровской оперативной зоны, это более двухсот человек, кроме того, участвовал отряд спецназа УФСИН по ЕАО.
– Главное, что отрабатывали – совместные действия и их корректировка с другими службами и отделами. Это и Росгвардия, и отделы специального назначения других субъектов. Честно сказать, такие ситуации очень редко возникают в жизни. Спецназ – уже это крайняя мера! – поделился сотрудник отдела спецназа «Амур» УФСИН по краю, с позывным «Дракула». – Вообще мы готовимся ежегодно, еженедельно, ежедневно – постоянно, потом проверяем навыки на практике. Обычно все происходит очень быстро, когда нет времени посидеть в штабе, подумать над ситуацией, и к этому надо быть постоянно готовым. Что касается беспилотных летательных аппаратов – это прямо очень полезное нововведение. Территория исправительных учреждений обычно открытая, и тот же осмотр с воздуха, оценка обстановки – это очень полезная опция. Это существенно облегчает и планирование действий, и проведение самой операции.
В ходе учений проверялись беспилотники. В том числе – оснащенные системами искусственного интеллекта, позволяющими отслеживать оперативную обстановку, распознавать личности и многое другое.
По словам экспертов, у Федеральной службы исполнения наказаний уже есть опыт взаимодействия со специалистами по БПЛА, и есть интерес к развитию этих систем. Сейчас беспилотники активно применяют в армии, в МЧС. Развитие идет семимильными шагами, игнорировать его попросту нерационально.
Тем более что дроны, особенно с элементами ИИ, существенно расширяют возможности службы. Главное – беспилотник позволяет обезопасить жизнь оператора, управляющего техникой на расстоянии. Еще дрон может транслировать картинку с места события, определять вооруженных и не вооруженных людей, распознавать различные типы транспорта. И это далеко не все.
– Говорить о том, когда беспилотники будут применяться у нас, пока рано, но технологии идут вперед, мы видим, что и на фронтах СВО и в гражданской жизни беспилотная авиация показывает себя с лучшей стороны, – считает замдиректора ФСИН России Сергей Щербаков. – Сегодня, например, продемонстрирован один из эпизодов, когда беспилотник помогает четко определять людей на фоне леса, выдавать целеуказания, соответственно, сотрудники быстрее ориентируются для задержания. Беспилотники мы планируем применять, во-первых, для поиска совершивших побег, еще в отрядах спецназа для разведки, ну и для охраны наших учреждений. Может быть, даже применять автоматические комплексы, которые будут осуществлять охрану и патрулирование периметра без участия человека.
Борис Кокурин, фото автора