Сегодня Харбин – шумный китайский мегаполис с футуристическими небоскребами и скоростными поездами. Но стоит свернуть с центральных проспектов, и вы окажетесь в другом времени. Здесь, среди узких улочек, до сих пор живет память о русском Харбине – городе, который в начале XX века стал домом для тысяч эмигрантов, бежавших из России. Мы тоже недавно побродили здесь.
Сердце старого города – пешеходная улица Чжуньян Дацзе, русские туристы называют ее «Арбатом», китайцы – пешеходной улицей. Здесь в витринах бутиков отражаются купола православных церквей и сверкают китайские фонарики, а из динамиков кафе доносятся то «Подмосковные вечера», то поп-хиты местных звезд.
Под ногами – брусчатка, вокруг – старинные здания с лепниной и резными балконами. Из кафе, кроме музыки, доносится аромат свежесваренного кофе и традиционных русских пирогов.
По вечерам улица превращается в импровизированную сцену: скрипачи исполняют «Очи черные», а местные художники за 10 минут сотворят на вас шарж – в стиле ретро-афиш.
Главный символ русского наследия в Китае – харбинский собор Святой Софии, величественное здание с золотыми куполами, которое теперь служит архитектурным музеем. Внутри – старые фото из истории русской диаспоры, а снаружи – толпы туристов. У местных тут свое развлечение: молодые китаянки устраивают фотосессии в исторических костюмах, похожих на наряды принцесс.
Вечером все дороги ведут туристов к набережной Сунгари. Здесь китайские семьи фотографируются на фоне железнодорожных мостов и памятников, а уличные торговцы предлагают массу разной еды – от шашлыка до мороженого.
Харбин – это бесконечные гастрономические открытия, ночные рынки с дымящимися котлами и магазинчики, где торговец с широкой улыбкой предложит вам купить палку докторской колбасы или шоколадку «Аленка».
Но мы в предвкушении иной экзотики. Ночной рынок еды – место, где воздух густеет от ароматов утки по-пекински и дымящейся лапши. На каждом прилавке вы найдете что-то хрустящее из живности – совсем недавно бегавшей, ползавшей или плававшей.
Смотрю на часы – семь вечера, по-нашему, по-хабаровскому – ужин, а тут, в Харбине, все только начинается. Рынок гудит, как улей. Над головами – море красных фонарей, а впереди – десятки лотков, что вереницей растянулись на полтора километра. Здесь повара в заляпанных едой фартуках творят кулинарную магию со скоростью пулемета.
Туристы с круглыми глазами фотографируют жареных кальмаров на палочке, а местные со знанием дела выбирают самых аппетитных лягушек в кляре и стоят в очереди за мороженым из… огурцов и гороха. Ух!
Нас задорно подзывает продавец шашлычков. Пригляделись: на деревянных шпажках насажены – мама моя! – скорпионы. Три штучки всего 15 юаней, это примерно, чуть больше 150 рублей.
Да, это здесь едят, перед прилавком даже небольшая очередь. Но мы не рискнули. Выбрали более привычное. Благо, тут десятки вариантов шашлычков: баранина в тмине, куриные хрящи с кунжутом, куриные пупки в обжигающе-острой пасте, какие-то части морепродуктов и даже яйца.
Рядом китаянка лет семидесяти ловко переворачивает на раскаленной плите блинчики с яйцом, перцем и хрустящей лепешкой внутри. Ароматный от обилия соусов воздух словно шалью окутывает торговку и ее покупателей. Стоит такое лакомство 10 китайских «рублей».
Соседка по лотку швыряет в котел пельмени. Аромат! Пробуем. Тесто тает, внутри – сочная пряная начинка. Судя по написанным на картонке иероглифам – свинина с имбирем.
Идем дальше. В глаза бросается гигантская сковорода, где в море красного масла плавают куски курицы, картофель и целые перцы чили. Повар, похожий на даосского монаха, помешивает адское варево лопатой. Очередь из местных говорит: это очень вкусно! Но обилие перца подсказывает, что очень уж остро для русского желудка.
А вот еще один деликатес для смелых – жареный тофу. Сверху хрустящая корочка, а внутри нежная текстура, вкус которой нашими словами просто не описать.
Жареные устрицы. Их вскрывают прямо при вас, обрызгивают лимоном, а потом бросают на раскаленную железную плиту. Они шипят, как разъяренные змеи, а через минуту превращаются в нежные, тающие во рту кусочки, пахнущие морем и сливочным маслом. Морские гады стоят 10-20 юаней – в зависимости от размера порций.
Устрицы – это еще ничего, тут можно обнаружить и жареных лягушек, и личинок шелкопряда, и неведомых нам ракушек. Все это жарят тут же, на небольшой печке. Есть даже морские звезды, приготовленные на гриле, и запеченные морские ежи.
Харбинский рынок еды не утихает до рассвета. Где-то рубят арбузы и едят их с теплым рисом, где-то жарят различную живность в соевом соусе.
Десертов много, но среди китайцев самое популярное – ягоды, фрукты и даже мини-помидоры на палочке, залитые карамелью так густо, что они блестят, как витражи. По местным меркам дороговато: 20 юаней.
… В общем, если вам доведется оказаться в Харбине, не проходите мимо ночного фуд-рынка. Даже если вы не фанат азиатской кухни, это место стоит посетить ради невероятного разнообразия еды и способов ее приготовления. Тут не просто ужин, это аттракцион вкусов и видов. Многое вы, может, и не рискнете пробовать, но увидеть это точно стоит!
Екатерина Подпенко