Один день из жизни земского почтальона
Когда Ольга Вовченко впервые переступила порог почтового отделения на селе Чёрная Речае, она и представить не могла, что уже через три года будет представлять наш край на первом всероссийском конкурсе «Земский почтальон» (0+).
А ведь было время – о работе почтальона Ольга и не помышляла. В ее трудовой книжке: 30 лет работы костюмером в музыкальной школе Амурска, где она создавала наряды для балетных постановок. А теперь – километры проселочных дорог, десятки писем ежедневно и звание лучшего почтальона края.
Для местных жителей почта – окошко в большой мир. Одни зайдут за пенсией, другие – оплатить квитанции и узнать новости, а третьи забегут просто поболтать. Мы приехали в отделение ближе к обеду.
Эх, дороги…
Небольшое помещение из двух комнат на втором этаже здания бывшей школы. В первой – стойка с окошком, где принимают платежи и выдают посылки, во второй – стол для сортировки и шкаф с корреспонденцией. И работают тут всего два человека: почтальон Ольга Вовченко и начальник отделения Наталья Литвиненко.
К нашему визиту Ольга Андреевна уже успела разобрать пришедшую накануне корреспонденцию и как раз собирала сумку, чтобы отправиться в «рейс по селу». Ежедневный маршрут почтальона Вовченко – несколько километров, и все пешком. Говорит, на велосипеде неудобно, асфальтированная дорога в селе всего одна, остальные – проселочные, с ямками да канавками.
– Участок у меня большой, разбросанный, есть несколько многоквартирных домов, но в основном частный сектор, – рассказывает она, загружая в другую сумку… продукты. Да, их тоже приходится сейчас доставлять сельскому почтальону.
Хуже всего, признается, добираться в распутицу, но тогда спасают резиновые сапоги. А зимой, когда село заваливает снегом по колено, добраться до адресатов еще сложнее. Зато весной и летом – красота: свежий воздух, птички поют и много-много общения. И это самое любимое в ее работе.
Больше чем работа
Ведь деревенский почтальон – это не только про письма и газеты. Это больше про людей, где у каждого – свой характер. Кто-то встречает с улыбкой и предлагает попить чайку, а кто-то ворчит, что газета пришла с опозданием.
– Иногда меня зовут на чай, но если заходить в каждый дом – месяц будешь одну улицу разносить. Пять минут на разговор – и бежишь дальше. Хотя с некоторыми жителями все равно успеваешь подружиться, – рассказывает Ольга Андреевна.
Вспоминает, что когда устраивалась на почту, думала, ничего в этой работе сложного, подумаешь, «три улицы в пять домов». Но оказалось, село довольно большое, и чтобы обойти весь свой участок, ей требуется целый день.
Конкурс без отправки
Пока Ольга Андреевна складывает сумку, расспрашиваем ее о конкурсе: как всего за три года работы удалось достичь таких высот? Оказывается, отделение на Чёрной Речке считается лучшим среди районных, хоть и работает тут всего два сотрудника. Поэтому и номинировали нашу героиню на такое почетное звание.
– Мы гордимся тем, что нас признали лучшим по району. Я считаю, заслуженно! Во-первых, у нас нет прогулов – все на месте, работа кипит. Во-вторых, планы выполняем, посылки отправляем вовремя. А еще нам пишут благодарности жители, – гордо говорит начальник почтового отделения Наталья Литвиненко.
– Ко мне приехали сотрудники почты с оператором, сняли небольшой ролик о моей работе и отправили на конкурс, – скромно отвечает Ольга Андреевна. – И вдруг звонок: вы в финале!
К сожалению, поездка на награждение не состоялась – не смогли найти замену на время отсутствия.
То, что надо
Интересно, что в селе Чёрная Речка, что под Хабаровском, Ольга Вовченко оказалась по семейным обстоятельствам, переехала вслед за дочерью из Амурска. Переезд поставил перед выбором: чем заниматься? Сидеть дома да скучать на пенсии в свои 69 лет – это, говорит, не по ней.
Однако в селе нет ни театра, ни музыкальной школы, где могла бы пригодиться профессия Ольги Андреевны, которая до этого 30 лет шила театральные костюмы. Попытка устроиться в Хабаровске не увенчалась успехом – многочасовые поездки в общественном транспорте отбили всякое желание. Так и попала она на почту.
– Когда впервые пришла в отделение, даже представить не могла, что задержусь надолго, – улыбается теперь Ольга Андреевна. – Но оказалось, что общение с людьми, возможность помогать односельчанам – это как раз то, чего мне не хватало. Первые полгода было сложно – я же не местная, ко мне присматривались. А теперь, кажется, привыкли. Когда я только устроилась, один местный мужик мне сказал: «Через полгода будешь знать про всех в Чёрной Речке». Я тогда не поняла, а сейчас смеюсь: он был прав!
Рука на пульсе
Рабочий день деревенского почтальона начинается в девять утра с разбора корреспонденции – письма, посылки, газеты и журналы, открытки и буклеты. Все это доставляет в село специальная почтовая машина. Объем всегда разный. Перед праздниками побольше, в обычные дни – в основном газеты да «казенные» письма: кого-то вызывают в суд, кому-то банк напоминает о взятом кредите. А кроме того – квитанции, пенсии, уведомления о посылках.
– Я когда пришла сюда работать, даже калькулятором не умела пользоваться! Здесь всему научилась. Первое время даже пульс себе проверяла – волновалась, справлюсь ли. Деньги-то считать надо, ошибаться нельзя. Но быстро втянулась. Теперь полегче, но все равно очень переживаю, чтобы все было правильно. Ответственность-то вон какая на мне, – рассказывает Ольга Андреевна, показывая тонкую тетрадочку, где аккуратным почерком записаны в ровные ряды цифры и фамилии.
Ждут и читают
Еще одна особенность сельской почты – помимо корреспонденции Ольга Вовченко доставляет жителям села продукты, те, что продают в почтовом магазинчике. В основном макароны, консервы, конфеты, чай. Для пожилых людей, кому в силу возраста трудно дойти до магазина, это настоящее спасение. Да и торговых точек в селе всего две, особо не разгуляешься. А на почте всегда есть все необходимое.
Часам к шести вечера сумки почтальона пустеют, а ноги гудят. Но трудная работа с лихвой компенсируется теплыми, дружескими отношениями в небольшом коллективе почтового отделения и, конечно же, общением с теми, кто каждый день их ждет – с добрыми вестями и свежими газетами. Может быть, и с нашей?
Екатерина Подпенко