Что делать, если открыли не ту дверь
Летняя жара заставляет хабаровчан передвигаться короткими перебежками от магазина к магазину или месту работы в поисках прохлады под кондиционером. В дни, когда температура воздуха зашкаливает за + 30 поездки на общественном транспорте превращаются в испытание для самых стойких. Ведь в большинстве автобусов, троллейбусов и трамваев кондиционеры не работают!
Почему – если новый транспорт имеет этот полезный девайс? Этот и другие вопросы обсудили на встрече с перевозчиками в администрации города.
– Часто езжу на 34-м, там хорошо, прохладно, – говорит хабаровчанка Галина Иванова.
– Еще, бывает, «единичка» радует – как в холодильник в нее с раскаленной улицы ныряешь. Но не вся, почему-то. Большинство же автобусов, троллейбусов и трамваев – это просто душегубки! Слышала, что перманентно кому-то в транспорте плохо становится, и это уже не удивляет! А вот удивляет меня другое: почему все эти автобусы, которые привозили сюда, как современные, и обещали, что кондиционер летом и печка зимой будут работать, а на деле я вижу, что это не так?! А новый электротранспорт? Мы, конечно, ко всему привыкшие, но хотелось бы ездить хоть с каким-то комфортом, тем более, что стоимость проезда постоянно растет!
«Дело в большом дефиците кадров. Как я могу повлиять на ситуацию, когда меня, как работодателя, оштрафовали, я лишил за это водителя премии – а он завтра на работу не выйдет, а пойдет к другому устраиваться?!»
На совещании представители мэрии подчеркивали: существует стандарт, по которому температура воздуха в салоне должна быть меньше, чем за бортом. Скажем, на улице + 25, значит, в автобусе должно быть + 20. Но тут даже муниципальный перевозчик оправдывается: мол, техника не «вывозит» запредельной жары.
– Минут 30-40 работает кондиционер, потом отключается, – объясняет и.о. директора МУП «ГЭТ» Дмитрий Зеленев. – Оказалось, есть проблема с программным обеспечением, мы работаем с заводом-изготовителем, но пока победить электронику не можем. И дело не в экономии, и, конечно, мы не хотим «замучить» пассажиров, как я недавно слышал. Нет, страдают и наши сотрудники – водители, кондукторы. Поверьте, делаем все, что можем!
Примерно также объяснили проблему с кондиционерами в автобусах коммерсанты. При этом, как рассказывали на совещании, некоторые водители, чтобы впустить хоть немного воздуха в салон, едут с открытой дверью – но это ведь небезопасно! А другие, наоборот, порой даже верхний люк не откроют.
– То, что заявлено в техдокументации – кондиционер, камеры видеонаблюдения в салоне – должно работать, они на основании этого маршрутные карты получали, – уверена Ольга Симакова, замначальника горуправления промышленности, транспорта и связи. – Но у нас нет полномочий проверять их и штрафовать! Данные, которые стекаются в администрацию, передаем в Ространснадзор, федеральную службу по надзору в сфере транспорта. А они уже выходят на линию и могут оштрафовать перевозчика за несоответствие.
При этом осталось непонятно, а что же все-таки делает надзорный орган, почему ситуация не меняется? И что надо сделать, чтоб изменилась?
Другая проблема, которую чиновники обсудили на встрече с коммерсантами – оплата за проезд переводом водителю. Не секрет, этим частенько грешат на многих маршрутках, особенно вечером. Напирают на то, что если пассажир не рассчитается наличкой или переводом, шоферу завтра нечем будет заправить транспорт.
Предприниматели говорят, что тоже страдают от этого. Но разводят руками: не можем на ситуацию повлиять.
– Мы, как только видим эти таблички с номерами телефонов в автобусе – срываем, но тут же появляются новые! – сетует Александр Куликов, руководитель транспортного предприятия. – Я довел до сведения всех сотрудников информацию под роспись, что это незаконно, что будут наказания, но им хоть бы хны! Дело в большом дефиците кадров. Как я могу повлиять на ситуацию, когда меня, например, как работодателя оштрафовали, я лишил за это водителя премии – а он завтра на работу не выйдет, а пойдет к другому устраиваться? Вот если бы было в законе прописано, что ответственность на водителе – за то, что он не пользуется онлайн-кассой, а кладет деньги себе в карман, и штраф приходил бы на него – тогда, наверное, они бы не стали нарушать закон…
Но чиновники, которые последние годы гордятся низкой безработицей, уважают учет и контроль, такие «рыночные» жалобы не понимают. Мол, сегодня существуют счетчики пассажиропотока, камеры в салоне, которые позволяют отследить – выбил водитель билет, или продиктовал свой номер пассажиру. Ведь, у вас же шофер, получается, крадет!
Значит, надо к правоохранителям обратиться, чтоб другим не повадно было. Но коммерсанты так не делают: возможно, потому что чем меньше пройдет через валидатор, тем меньше налогов надо заплатить? Логика странная, но многие государевы люди, похоже, думают так. И не только они…
– Использование контрольно-кассовой техники – это обязанность предпринимателя! И если налоговая фиксирует факты нарушения – есть такое понятие как «касса молчит», проще говоря – выключается в час пик и включается после. Это нарушение закона и здесь надо наказывать предпринимателя! – проявил господход и Андрей Веретенников, краевой бизнес-омбудсмен.
Ну, уж если назначенный защитник бизнеса призывает наказывать коллег-уклонистов, то уж налоговикам, как говорится, прямая дорога в рейды по автобусам. А то, мол, с начала года за «молчащие кассы» не оштрафовали ни одного хабаровского перевозчика. А пассажиры жалуются в УФНС почти каждый день. На такой фискально-угрожающей ноте и порешили. Вот только помогут ли штрафы освежить воздух и решить кадровые проблемы? Поживем – поездим…
Антон Хмель