Сезон в музтеатре закрыт, будущее – в тумане
Большим гала-концертом (6+) в ОДОРА завершился самый необычный и противоречивый театральный сезон за всю почти столетнюю историю Хабаровского музыкального театра. Грядет юбилей, однако что ждет коллектив в будущем?
– Я думаю, 99-й театральный сезон надолго запомнится и нам, и зрителям. Мы научились работать в самых разных экстремальных условиях, мы стали мобильными, мы стали стрессоустойчивыми. И мы стали невероятно продуктивными – за этот театральный сезон мы выпустили восемь новых спектаклей и 15 новых концертов большой и малой формы, среди которых «Весь этот джаз» (18+), «Лететь и петь» (18+), «Неаполитанская страсть» (18+), «Вечер в стиле барокко» (18+), «Любовь и танго» (18+), – отметил Никита Туранов, нынешний худрук театра.
Вода, огонь и переезд
Стоит напомнить, предыдущий, 98-й, сезон музтеатр закрывал премьерой спектакля «Больше, чем любовь» (12+), которую чуть не сорвал … проливной дождь. Протекла крыша здания, причем все оборудование на сцене залило! Краевые власти оперативно отреагировали на скандал, уже вскоре начался капремонт кровли.
Первое выступление 99-го сезона тоже прошло под раскаты грозы с проливным дождем. Зрители шутили, однако готовились к походам на новые премьеры. 3 октября полыхнула страшная трагедия, разделившая историю театра на ДО и ПОСЛЕ. Пожар полностью уничтожил здание, сгорело большинство костюмов, весь реквизит. Нужно было начинать все с нуля.
Горевать времени не было, сезон уже начался. И коллектив ХМТ при поддержке правительства региона стал осваивать новые площадки. Для репетиций выделили помещение закрывшегося для зрителей кинотеатра «Совкино». Интересно, что о будущем старейшего в крае кинотеатра при этом ничего не сообщалось, что с учетом закрытия в тот момент кинотеатра «Гигант» (из-за финансовых неурядиц, впрочем, тот через несколько недель заработал снова – Прим. Ред.) породило и вовсе апокалиптические настроения в сфере культуры.
Между тем, как сообщалось, крупные цеха ХМТ по изготовлению декораций, другие мастерские и костюмерная разместились на базе бывшего ликеро-водочного завода на улице Тургенева. Площадкой для выступлений стали залы в ОДОРА – окружном доме офицеров РА и ГДК – Городском дворце культуры. Именно в ОДОРА спустя неделю после пожара артисты театра выступили с концертом «Мы вместе» (18+), билеты на который раскупили за 12 часов.
333 сотрудника числилось в ХМТ на начало октября, сообщали СМИ. На начало июля, как сообщили недавно в телеэфире, в коллективе – 150 человек.
Месяц спустя назначили нового директора театра. Им стала Евгения Ремус, занимавшая должность зама. Евгения Валерьевна признавалась, что решение занять такой пост далось непросто. Однако решать массу оргвопросов позволяет предыдущий опыт управленческой работы и знание отрасли изнутри.
На особом подъёме
При этом, как считают в руководстве театра, весь сезон коллектив отработал с особым подъемом, поражая зрителей новыми постановками.
– Такое большое количество премьер было неспроста, ведь репертуар театра полностью уничтожен. Мы выпускали новые постановки, чтобы нам было, что показывать зрителю. Удалось восстановить спектакли «Больше, чем любовь», «Вертинский. Я сегодня смеюсь над собой» (16+), «Принцесса на горошине» (6+) и «Сватовство гусара» (12+), – рассказал Никита Туранов. – К сожалению, остальной репертуар пока сложно восстановить: нет возможности вместить на одну сцену наш оркестр, хор, балет и солистов. Но нам не только удалось поставить премьеры на сцене ОДОРА, но и представить на гастролях 17 спектаклей и семь концертов – в Москве, Южно-Сахалинске, Челябинске, Сибири, Владивостоке, Бурятии, Дебальцево, в городах и поселках края!
Неожиданным итогом непростого сезона стала награда – вручение спецприза национальной театральной премии «Золотая маска» (18+) с формулировкой «За мужество и преданность профессии!». Она стала пятой в истории театра, хотя и первой – не за какую-то постановку.
Также в руководстве музтеатра считают важным недавнее назначение артиста-вокалиста ХМТ Алексея Виноградова новым главой общественного совета по вопросам культуры при мэрии Хабаровска. Сообщается, что он – «активный участник благотворительных концертов, которые проводятся в военных госпиталях для участников СВО и ветеранов. Также артист выступает на официальных мероприятиях госучреждений Хабаровска, является постоянным исполнителем в рамках торжественных мероприятий города и крупных культурных событий».
Достижением здесь считают и проект «Амбассадоры ХМТ» (16+), объединивший людей, готовых транслировать ценности ХМТ. Задумывался проект Евгенией Ремус еще в конце 98-го сезона и стартовал 1 сентября, за месяц до рокового ЧП. Казалось, такой удар поставил крест на проекте. Но 36 амбассадоров тоже помогли театру, укрепляя связи со зрителями в новых условиях. Блогеров, журналистов, школьников и других активистов объединяет страсть к музтеатру и желание делиться этой любовью с другими.
К примеру, хабаровчанка Наталья Табачук вместе с коллективом театра активно работает над книгой «Мир театра в картах визуализации» (18+).
– Проект открыл новый формат взаимодействия с аудиторией, – говорит Евгения Ремус. – И мы обязательно продолжим его в юбилейном сезоне!
Юбилейные планы
Теперь в ХМТ готовятся с тем же подъемом и размахом встретить свой 100-й сезон.
– Сезон мы открываем 13 сентября на новой для нас площадке – во Дворце культуры профсоюзов. Откроемся премьерой – опереттой «Сильва» (18+). А впереди – большое количество премьер для наших юных зрителей. Еще до Нового года они увидят новую постановку – «Алиса в стране чудес» (12+), – сообщила директор театра.
Оперетта Имре Кальмана выбрана не случайно. Это знаковый для ХМТ спектакль: именно с «Сильвы» век назад начал свою жизнь театр. Заслуженный артист России Юрий Тихонов за долгие годы сыграл в «Сильве» все главные мужские роли. И сейчас тоже планирует выйти на сцену в любимой оперетте.
«Во время ремонтных работ полностью сгорела главная сцена города, на которой шла подготовка к 100-летнему юбилею. Артисты оказались перед сложным выбором – пойти работать в другие коллективы или остаться верным своему театру. И они сделали свой выбор – не сдались и продолжили работать, сохраняя душу и единство коллектива!», – так вручение нового спецприза президента фестиваля «Золотая маска» объяснил Владимир Машков, передает business-gazeta.ru.
– После Гнесинского училища я отправился по распределения в Саранский оперный театр, где прослужил четыре года. А потом приехал сюда, на Дальний Восток, – вспоминает Тихонов.
С тех пор прошло более полувека. Говорит, в его жизни ни разу не было, чтобы что-то хотел сыграть, а эту роль ему не дали. Выступал и как режиссер. А в Хабаровске Юрий Тихонов начинал, еще когда музтеатр находился в здании нынешней краевой филармонии. На его глазах в 70-е годы строился новый театр, одним из первых начинал обживать новую сцену. С 1990-го по 2000 год руководил коллективом хабаровской музкомедии. И горел театр на его глазах.
– Я живу напротив, в окно увидел пожар. Выскочил на улицу, смотрел и не мог сдержать слез! – вспоминает артист.
Непростой 99-й сезон Юрий Тихонов пережил на сцене вместе с родным коллективом. А еще выезжал с концертами в воинские части, выступал в госпиталях и домах ветеранов. В юбилейном сезоне планируется его бенефис – премьерный концерт «Мой путь» (18+), посвященный 85-летию актера.
Лебедь, рак и щука?
А что же будет со зданием театра? На строительство может уйти, по предварительным оценкам, до 10 млрд рублей, а сроки открытия осторожно прогнозировались как 2028-2029 год. При этом проект нового здания ХМАТ сначала планировалось утвердить весной.
Однако в конце апреля в рамках ежегодного отчета перед краевыми депутатами Дмитрий Демешин признался: «Мы разошлись во мнениях о том, каким быть новому музыкальному театру. Вы видели, какая полемика развернулась. Давайте будем приводить мнения к единому знаменателю. Нам уже надо начинать реализовывать проект, а пока у нас – «лебедь, рак и щука»!
При этом dvnovosti.ru, цитируя губернатора, напомнили: сначала шла речь о том, что новый театр должен отличаться от предыдущего с учетом современных норм, затем в правительстве края прессе отвечали, что надо воссоздать прежнее здание, «которое фактически считается объектом культурного наследия». А жителям края предлагали проголосовать за три концепции нового здания. Которые тоже понравились далеко не всем.
Между тем, в апреле возле погорелого здания началась «движуха»: вместо первоначального ограждения появился новый, более высокий и основательный забор. И практически тут же выяснилась еще одна интересная деталь. В январе, напомним, прессе сообщили, что работы по сносу уже стартуют, что работу ведет подрядная организация ООО «Орион». И что на весь процесс из шести этапов уйдет не менее полугода.
Но закупку на снос погорелого театра краевые власти объявили лишь в конце апреля. За первый этап работ правительство было готово заплатить 26,4 млн руб. И как сообщил DVHAB.ru, в середине мая из четырех заявок комиссия приняла только одну – на сумму в 17,3 млн руб. Остальные отклонили – оформлены с нарушением законодательства. Однако жалобу подал предприниматель из Калмыкии, который сообщил, что в его заявке все было по закону и отклонили ее неправомерно.
В начале июня грянул еще один скандальчик. В соцсетях появилось видео, на котором видно, что по крыше огороженного здания бегают подростки! Сообщалось, что краевые власти после этого расторгли договор с охранным предприятием и ищут другое.
Впрочем, вскоре губернатор Дмитрий Демешин в своем Telegram-канале (18+) сообщил, что в рамках питерского форума краевые власти заключили с Альфа-банком соглашение – о развитии региона. «В перспективе мы готовы сотрудничать по таким знаковым проектам, как межвузовский кампус в Хабаровске, восстановление санатория «Уссури» и краевого академического музыкального театра», – туманно сообщил губернатор. Но это все же хорошая новость, с перспективой.
А в середине июня прошло туманное сообщение, что все же «проводится работа по заключению договора с потенциальным подрядчиком, который завершит снос здания». Демонтаж, дескать, займет уже не шесть, а четыре этапа. И первый стартует уже в августе. В общем, хабаровчан еще до начала сезона ХМТ ждет новое зрелище?
Оксана Божко, Марина Кутепова