Рубрика: Город

Почему хабаровчанам нельзя купаться 

Жарким полднем катер ГИМС (госинспекция по маломерным судам) МЧС России медленно движется вдоль берега Амура. В бинокль хорошо видны отдыхающие: кто-то загорает, дети плещутся у кромки воды, а несколько мужчин с бутылками пива в руках собираются заплыть подальше. Это типичная картина, которая, увы, каждое лето становится причиной трагедий.

Вот уж поистине парадокс: Хабаровск, раскинувшийся на берегах величественного Амура, с его бесчисленными протоками и живописными бухтами, официально не имеет ни одного места, где можно было бы окунуться. Все эти километры водной глади – лишь для любования. Местные «пляжи» – это, по сути, лужайки с табличками «Купаться запрещено», где разрешено разве что загорать.

Официальная версия звучит убедительно: могучий Амур просто не вписывается в нормативы. Скорость течения у нас 5,5 км/ч, а по правилам для пляжа допустимо максимум 0,5 м/с (1,8 км/ч) – в три раза медленнее. Но жителей не пугает такое гидрологическое оправдание. Уже который год ни таблички, ни штрафы, предусмотренные за «купальные нарушения», не останавливают жителей, разгоряченных жарой, а порой спиртным. 

Сейчас в городе, как мы уже писали, оборудованы четыре основных места дежурства спасателей – Амуркабель, Дельфин, Дальдизель и Центральная набережная. С 11 утра до девяти часов вечера там работают матросы-спасатели.

Дополнительно и почти ежедневно для патрулирования акватории выходит катер. А также специалисты МЧС, полиции, районных администраций ежедневно проводят пешие рейды по местам излюбленных мест отдыха у воды.

«Хотите увидеть ребёнка вечером?»

Спасатели высаживаются на берег они практически в одних и тех же местах. Излюбленные горожанами «пляжи» знакомы каждому – кроме упомянутых нами, есть еще, к примеру, берег рядом с улицей Богачева. Здесь в жаркий летний день можно поймать большой «улов» из отдыхающих самого разного возраста.

Задача патрулирующих – сделать замечание, а также объяснить, почему этот участок реки опасен. Может быть, так станет понятней, что Амур не место для развлечений.

– Видите эти водовороты? – показывает инспектор ГИМС. – Дно здесь неровное, есть ямы, а течение сильнее, чем кажется. Каждый год тут тонут люди! С силой реки не справляются ни крепкие мужчины, но даже спортсмены-пловцы…

Как пример приводят случай, который произошел несколько лет назад на центральной набережной. Тогда течением унесло молодого парня, спортсмен-спецназовец просто не смог преодолеть сильное течение.

Как реагируют люди на подобные замечания? Бывает по-разному. Спасатели говорят, чаще прислушиваются. Но порой приходится сталкиваться недопониманием и агрессией: «Мы здесь веками купались и ничего!» – самый частый аргумент.

А в прошлом году даже были случаи нападения на спасателей. Тогда, рассказывают участник рейда, чтобы утихомирить разгулявшихся отдыхающих, приходилось вызывать Росгвардию.

А еще проверяющие часто слышат от отдыхающих возражения, мол, ничего страшного, что дети плещутся у самого берега. Увы, и на мелководье тоже тонут, говорят в ответ спасатели. 

А дети уходят по воду тихо и практически незаметно для тех, кто на берегу, тонут тихо и незаметно, они не кричат, не машут руками.

– Ребенка может унести течением или он просто оступится. Если хотите увидеть своего ребенка вечером дома, не разрешайте подходить к воде! – сурово, но очень доходчиво говорят спасатели.

С начала года уже составлено четыре административных протокола по статье «Оставление детей в опасности». Родители заплатили штраф. Суммы небольшие – по 500 рублей. 

Расслабляться рано 

За последние годы ситуация с гибелью людей на водоемах Хабаровска значительно улучшилась. В комитете правительства края по гражданской защите приводят цифры. Только в июне этого года администрациями городов и поселений проведено 300 рейдов, проинструктировали свыше 1000 человек.

– В начале 2000-х годов ежегодно только в городе тонуло более 80 человек, сейчас эти цифры гораздо ниже. По оперативным данным краевой аварийно-спасательной службы, на территории региона в 2023 году утонуло 25 человек, в прошлом году – 15, – сообщил начальник отдела предупреждения ЧС комитета правительства края по гражданской защите Александр Курбала. – Таких результатов удалось достичь благодаря системной работе спасательных служб, регулярным профилактическим рейдам и повышению осведомленности населения о правилах безопасности. 

Но расслабляться рано. Сейчас, в пик жары, риски возрастают. Поэтому в рейды спасатели, полицейские, представители мэрии ходят почти ежедневно. Одни патрулируют берег с воды, другие обходят пляжи пешком. 

Но за всеми не углядишь. Недавно трагедия на водоеме произошла в пригородном селе Некрасовка. Здесь в озере утонул 39-летний местный житель. Спасатели предполагают, что он решил искупаться, но не смог выплыть на берег. 

Кстати, по статистике чаще всего тонут дети и мужчины. Первые не осознают опасности, вторых подводит самоуверенность и алкоголь. До 70% несчастных случаев на воде происходят с людьми разгоряченными спиртным!

За примерами далеко ходить не надо. Как рассказал Андрей Колчин, начальник управления по делам ГО и ЧС администрации Хабаровска, в начале мая утонули два рыбака. Оба были в состоянии опьянения. А в июне на глазах у спасателей женщина с бутылкой пива отпустила трехлетнего ребенка к воде. Чудом успели подхватить. 

Тонут даже в людных местах, практически в центре Хабаровска. Напомним, как летом 2022 года 25-летний хабаровчанин, будучи нетрезвым, решил поплавать в пруду с утками в парке «Северный». И захлебнулся в 30 метрах от берега…

А где же тогда купаться?

Этим летом у хабаровчан будет несколько мест для безопасного отдыха на берегу. Кроме упомянутых четырех мест, есть еще водоем в парке «Озеро Рица». Также разрешено посещение баз отдыха «Белый парус» в селах Мичуринском и Виноградовка Хабаровского района, «Белое озеро» и гостиничного комплекса «Ривьера» в селе Краснореченском. Но исключительно для того, чтобы позагорать. Купаться ни на одном из этих пляжей – нельзя. 

И если с рекой более-менее понятно: слишком быстрое течение и качество воды под сомнением, то почему бы не организовать горожанам места для купания на всевозможных озерах, прудах и других водоемах? Теоретически это возможно, уверены специалисты краевого комитета по гражданской защите. Но на практике – сопряжено со значительными трудностями. 

– Для открытия санкционированного пляжа надо выполнить целый комплекс мероприятий: провести очистку береговой линии и дна водоема, оборудовать территорию ограждениями и буйками, организовать лабораторный контроль качества воды и получить соответствующее заключение Роспотребнадзора, направить заявление-декларацию в подразделение ГИМС МЧС России с выдержками из проектной (эксплуатационной) документации пляжа, – пояснил начальник отдела предупреждения ЧС комитета правительства края по гражданской защите Александр Курбала. – Обязательным условием является также создание спасательного поста с профессиональными матросами-спасателями. 

Однако все эти требования влекут существенные финансовые затраты, что делает такой проект малопривлекательным для потенциальных местных инвесторов. Жаркий сезон в Хабаровске короткий: такая задумка, судя по всему, просто не успевает окупиться. 

Что ж, ситуация годами остается прежней. Город с 15-километровой береговой линией вынужден направлять жителей в платные бассейны, пока великая река течет мимо: быстрая, красивая и официально непригодная для купания. А хабаровчане, как истинные авантюристы, каждый год играют в рулетку: либо рискнуть и нырнуть в необорудованную заводь, либо смиренно потеть на берегу, мечтая о морях и цивилизованном пляже. 

А спасатели каждый жаркий день вынуждены проводить на берегу, внимательно приглядывая в свои бинокли за теми, кто вопреки запретам решит окунуться. Говорят, только за одну неделю из воды успели вытащить троих, один из них – снова ребенок.

Екатерина Подпенко